13.02.2014г. Открытый урок в рамках районного семинара по ОРКСЭ (модуль ОМРК) «Паломничества и святыни»

Районный семинар «Школа – школе»

Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Урок 22: «Паломничества и святыни»

Учитель: Е.В. Яковлева

Класс: 4

Дата проведения: 13 февраля 2014 года

Урок открытия новых знаний

Цели урока: знакомство учащихся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих, развитие коммуникативных навыков и умения осуществлять поиск информации, воспитание нравственных и гражданственных качеств личности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со святынями мировых религий: христианства, иудаизма, ислама, буддизма и местами паломничеств верующих с целью формирования познавательных умений.
  2. Развивать коммуникативные умения учащихся через работу в мини-группах.
  3. Развивать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебного задания.
  4. Развитие презентационных умений: строить монологическую речь, выступать перед аудиторией.
  5. Воспитывать нравственные и гражданственные качества личности: признание многообразия и равенства различных религиозных культур, толерантность по отношению к представителям разных религиозных концессий.

Планируемые результаты

  1. Предметные: учащиеся познакомятся с главными святынями мировых религий и местами паломничеств верующих.
  2. Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование умения представлять информацию в сжатом виде (кластере), анализировать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других, строить диалог и монолог, работать в мини-группе.

Регулятивные УУД: формирование умения работать по намеченному плану, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Личностные: формирование умения выражать свои эмоции.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур», политическая карта, электронная презентация по теме «Паломничества и святыни», опорный материал для каждого учащегося, ватманы, фотографии святых мест, клей, фломастеры, термины на доске (паломничество, паломник, реликвии, мощи, святыни, хадж, накхор).

ХОД УРОКА

1 слайд

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята, уважаемые родители и гости. Прошу садиться.

-Ребята, на какой урок вы пришли? (ОМРК)

2.Мотивация (упражнение-энергизатор)

-Самое частое действие, которое мы совершаем каждый день – это приветствие друг друга.

Перед началом работы я предлагаю нам поприветствовать друг друга, но так, как традиционно здороваются представители четырёх религий, культуру которых мы изучаем.

Но…В каждой стране свои правила и традиции и тем, кто отправляется в путешествие, необходимо знать знаки приветствия, тем самым мы сумеем расположить к себе жителей другой страны, им это будет очень приятно, а нам знания помогут избежать неловкие ситуации, показать свою эрудицию.

(прошу встать и образовать два круга: внешний и внутренний: дети и родители- лицом друг к другу, после каждого задания переход к соседу справа)

-Итак, готовы?

1. В православном христианстве: слово «здравствуй» + рукопожатие + по желанию обнимание.

2. В исламе: -руку к груди + слова «Ассаляму-алейкум» (т.е. мир вам)

-в ответ: руку к груди: «Ва-алейкум ас-алям» (т.е. и вам мир) +по желанию лёгкое объятие и похлопывание по плечу

3. В иудаизме: -слово «Шалом» + рукопожатие

4. В буддизме: -ладони вместе к груди + слово «Вай».

-Как вы думаете, какой способ самый универсальный и срабатывает в любой стране мира? (рукопожатие + улыбка)

-Спасибо за горячие приветствия. Прошу всех занять свои места.

3. Новая тема

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о важных вещах, связанных с религиозной культурой. Мы поговорим о паломничестве и святынях.

2 слайд: Тема «Паломничества и святыни»

-Все ли слова темы урока вам понятны?

-Может что-то знакомо и понятно, может слышали об этом. Возможно, вообще слышите впервые? (ответы детей)

-Давайте поставим на урок цель, чем будем заниматься? (ответы детей)

-Сверим свои предположения в учебнике на стр.58 в рубрике на полях «ВЫ УЗНАЕТЕ»

3 слайд

-Давайте попробуем разобраться с понятиями слова «паломничество» 4 слайд

Из толкового словаря:

  1. Паломничество — посещение святых мест с целью поклонения.
  2. Паломничество — странствие верующих для поклонения святым местам.
  3. Паломничество —– путешествие верующих к «святым местам» в надежде на «сверхъестественную помощь».
  4. Из учебника: Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

-Какое из 4-х определений, на ваш взгляд, показалось для вас понятным и вы бы свой выбор остановили на нём? Выскажите, пожалуйста, свои предположения. (ответы детей)

-Кто ещё разделяет эту точку зрения?

-А кому понравилось другое определение? Кто разделяет эту точку зрения?

-Ребята, а как называют людей, которые совершают паломничества к святым местам? (паломники)

-Спасибо вам за ответы…

-Я пока соглашусь с вашими точками зрений…

-А сейчас я предлагаю попробовать себя проверить, свои ощущения, свои догадки, свои мысли. Как же люди сегодня понимают «что же такое паломничество?»

Внимание на экран 5 слайд

-Во-первых, мы можем догадаться, что паломничество возникло не сегодня и не вчера, а очень-очень давно. Пример тому:………………………

-Что же обозначает 2 слово темы СВЯТЫНИ? 6 слайд

-Паломничества и святыни связаны между собой.

-Зачем люди совершали паломничества к святым местам? (-это нужно самому человеку, у него возникает потребность) 7 слайд

-Я предлагаю вам послушать одну старую русскую песню, может она вам в чём-нибудь поможет.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ: «Аллилуйя»

-Итак, друзья мои, давайте вернёмся к нашим мыслям-предположениям.

-Куда идут паломники? (в Иерусалим) 8 слайд

-Сегодня вы узнаете, почему именно в это место стремятся идти паломники.

-Паломничество в древности люди совершали пешком, они не использовали средства транспорта, они пешком шли из Руси в Иерусалим. Представьте себе этот долгий путь. Он, как правило, занимал не один месяц, люди терпели голод, холод, лишения…

-А ради чего всё это?

-И здесь рождается мысль…А паломничество и путешествие –это одно и тоже или разные вещи? -Как вам сейчас, кажется? (разное, от путешествия получают удовольствие: от дороги, от объектов, от разных мест)

-Какая же цель паломничества? (сходить к святым местам, поговорить с Богом, очистить душу от грехов, покаяться, обрести душевный покой, в таких местах душа паломника встречается с тем, что для человека очень важно, и здесь никто тебе не будет мешать).

9 слайд

-Паломничество – это труд! Уважение к этому труду мы можем увидеть по памятникам паломникам в разных странах, в том числе и в нашей стране в г. Дмитрове.

-Так если вернуться к понятиям слова паломничество, то какой вывод напрашивается, паломничество и путешествие –это не одно и тоже?

-С культурами каких религий мы знакомимся на уроках ОМРК?

-У каждой религии – свои центры паломничества, свои святыни. Сегодня, ребята, вы познакомитесь с самыми известными в мире.

Паломничества в христианстве 10 слайд

-Итак, страна Израиль – город Иерусалим, город Вифлеем. (КАРТА)

Эта территория носит название святой земли. 11 слайд

Здесь находится множество реликвий – особо хранимые и почитаемые верующими христианами. 1 2 слайд

Главный объект паломничества в Иерусалиме – это место захоронения Иисуса Христа – Храм Гроба Господня. 13 слайд

Паломничества в исламе14 слайд

Главный город паломничества мусульман – это город Мекка. (КАРТА)Название этому – хадж.-2 мил. Мусульман ежегодно приходят в этот город

В этом городе находится главная святыня мусульман – храм Кааба. 15 слайд 16 слайд

(Храм Кааба — почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитыми на нем изречениями из Корана. Внутри храма не проводится никаких молитв, здесь только горят лампады. Каабу называют «Дом Аллаха», сюда направляют свои взоры все мусульмане во время молитвы.)

Второй город по святости у мусульман17 слайд – Лучезарная Медина, здесь похоронен пророк Мухаммад.(Мечеть пророка)

Третья святыня находится в Иерусалиме18 слайд – это целый комплекс сооружений, это храм «Купол скалы» и «Заповедная мечеть» 19 слайд

Паломничества в иудаизме 20 слайд

Главная святыня – город Иерусалим, где ранее находился Иерусалимский храм. Ныне это сохранившийся фрагмент храма – Стена плача. 21 слайд Святое место – могилы библейских праотцов, 22 слайд которые почитаются и иудеями, и христианами, и мусульманами.

Паломничества в буддизме23 слайд

Накхор – это паломничество в буддизме. Главное паломничество у буддистов к 8 ступам с останками Будды. Основные 4 места паломничества, где произошли основные события в жизни Будды:

  1. место, где он родился;
  2. место, где к нему пришло просветление;
  3. где, он произнёс первую проповедь;
  4. место, где он умер.

24 слайд-город Бодхгая – центр паломничества в Индии (КАРТА)

4. Создание проекта (кластера)

-Как много интересной и полезной информации вы получили.

-Ребята, скажите, пожалуйста, много ли придётся запомнить сегодня? (да)

-Большой объём информации всегда тяжело запомнить. Сейчас я вам покажу один фокус. Видите этот лист? Обычный лист бумаги. А вот мой карман (делаю попытки вложить лист бумаги в карман- залезает лишь кончик). А теперь закройте глаза. (Я складываю лист в 8 раз и кладу в карман). Теперь откройте глаза, листа нет. Видите, он поместился в карман. (достаю и разворачиваю лист). Так вот, ы хотите, чтобы полученную информацию запомнить быстро и надолго? Тогда нам надо научиться «упаковывать» информацию в нашей памяти. В этом нам поможет, всем вам хорошо знакомый, кластер.

-Для начала, я предлагаю вам, вытянуть по желанию каждый себе жетон (по цветам).

(каждая мини-группа получает раздаточный материал, лист ватмана, иллюстрации, сопроводительный текст)

-Сейчас, каждый из вас, выполнит кластер по выбранной религии и подготовит «мини-экскурсию» по главным святыням, а родители вам в этой работе помогут. Вам в помощь даны распечатки, можно пользоваться учебником стр.58-61.

Я желаю вам удачи. (5 минут).

5. Заслушивание групп

-Огромное спасибо вам за работу. Вы все большие молодцы. Помог приём кластера упаковать информацию в памяти?

-Обратите внимание на все кластеры. Может вы что-то заметили здесь особенного? Что сильно бросается в глаза? (в одном городе – Иерусалиме находятся святыни 3 религий. Государство Израиль очень маленькая территориальная страна, но какое уникальное место. Да, это святая земля. Это музей под открытым небом. Здесь мирно властвуют одновременно церкви, мечети, синагоги. Не зря Иерусалим прозвали золотым городом.

25 слайд РОЛИК «Под небом голубым есть город золотой…»

6. Итог урока

-Урок подходит к концу.

-Какова была тема урока? Удалось ли нам достичь цели урока?

-Какими новыми понятиями вы теперь владеете?

-Где пригодятся знания, полученные на уроке?

7. Рефлексия

-Возьмите, пожалуйста, пульты для голосования и посмотрим, как прошёл для вас урок.

(Голосование)

8.Домашнее задание

  1. стр. учебника 58 – 61, читать, заполнить таблицу по теме и вклеить в тетрадь.
  2. По желанию подготовить сообщение о любой понравившейся святыне.

9. Оценивание

-Чью работу на уроке мы можем оценить? (вручить смайлики)

10.Прощание

-Спасибо за урок. Давайте теперь попрощаемся так, как прощаются представители, изучаемых нами религий. (встали снова в 2 круга)

1. В иудаизме: слово «Бай» +помахать рукой

2. В исламе: слово «Маа ссаляма» +легкий кивок головой

3. В буддизме: слово «Сават ди» + лёгкий кивок головой

4. В христианстве: Слова: «До свидания», «До новых встреч!»

СПАСИБО ЗА УРОК!!!