29.09.2017г. Образовательное событие «С днём рождения, Иркутская область!»

Автор: Яковлева Елена Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Подъеланская средняя общеобразовательная школа» с. Подъеланка Усть-Илимского района Иркутской области

(МКОУ «Подъеланская СОШ» с. Подъеланка)

e-mail: p666651@gmail.com

Образовательное событие

«С днём рождения, Иркутская область!»

Цель образовательного события: усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Аннотация: образовательное событие – специальная форма организации совместной деятельности педагога, обучающихся и родителей. При проведение образовательного события учитывались интересы детей, на основании которых строилась деятельность.

Цель: Сформировать представление о географическом положении Иркутской области, о многообразии природных ресурсов, о красоте и величии родного края.

Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-воспитание патриотизма, любви к родной природе и бережного отношения к природным богатствам нашего края;

-воспитание эстетического вкуса и умения видеть прекрасное в родном крае;
-формирование уважительного отношения к труду одноклассников и родителей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи, самостоятельно формулировать выводы;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
-развитие познавательной активности детей, умение использовать в работе ранее полученные знания;

-формирование умения работать с информацией, овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выделение лишнего (познавательные УУД);

-формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, доказывать её (вести учебный диалог), осуществлять самоконтроль.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 
-знакомство с особенностями нашего края;

-знакомство с результатами проектной деятельности сверстников.

Планируемые результаты:

Личностные:
— формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
— уметь выполнять самооценку.

Предметные:
— называть основные разделы;

— знать особенности нашего края;

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
— после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель;
-прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, кластер);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, уметь задать вопросы;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

Оборудование и оформление:

-физическая карта Иркутской области;

-государственные символы Иркутской области (герб и флаг);

-плакат с надписью «80 лет Иркутской области»;

-красочные поздравительные открытки;

-компьютер;

-мультимедиапроектор;

-цветная бумага, фломастеры;

-брошюратор;

-столы расставленные по кругу.

Участники: классный руководитель, 7 обучающихся (малокомплектный класс), родители.

Этапы организации образовательного события:

I этап — планирование

Данное событие было запланировано совместно с детьми 3 класса, в соответствии с их интересами. Решили в классе создать сборник творческих работ на тему «80 интересных фактов о нашем крае». Ученики, по желанию, выбрали разделы, по которым необходимо было найти из разных источников информацию. Важным условием было то, что в любом разделе фактов должно было быть только 10. (Примечание: в классе 7 обучающихся, каждый оформляет 10 фактов, 10 фактов родители и в итоге 80 фактов всего). Можно было использовать материал, изученный в учебном году в курсе внеурочной деятельности «Мой родной край».

II этап — проектирование

Накануне было запланирована совместная деятельность с каждым обучающимся, составлен план действий по реализации сбора материала: поход в школьную и сельскую библиотеку, работа в сельском музее, встреча с учителем географии, биологии, работа в сети интернет. Работа с родителями.

III этап – подготовительный

Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познаёт новые возможности своих личностных качеств.

Каждый участник образовательного события, в течение недели, отбирал необходимый материал, готовил презентацию продуктов своей проектной и творческой деятельности. Велика роль родителей на этом этапе. Им необходимо было помочь ребёнку с оформлением работы, проверить достоверность фактов, грамотно оформить записи.

IV этап – основной: проведение образовательного события — самый замечательный и долгожданный момент действия. Сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. Обязательно включаются все наработки обучающихся, которые выполнены ими в процессе подготовки к мероприятию. Для проведения события было привлечено детское школьное объединение «Легко и просто», где ребята подготовили яркие, красочные поздравительные плакаты.

V этап – итоговый: рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. Участники делились впечатлениями, эмоциональными переживаниями, анализировали, высказывали своё мнение по поводу прожитого. На данном этапе учителем анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия. После проведения мероприятия в классе была проведена выставка рисунков, сочинений, стихотворений.

Ход события

1 этап. Мотивационный (перед событием)

Цель: Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; поприветствовать обучающихся и родителей

Средства: Психологическая минутка

Деятельность учителя: Необычное приветствие «Здравствуйте» (все встают в круг)- слайд 1.

Деятельность обучающихся: Учащиеся и родители по кругу касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

Рисунок 1 Слайд 1

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Результат: Интерес к предстоящей работе и появившиеся вопросы.

2 этап. Актуализация знаний

Цель: Активизировать познавательную деятельность учащихся

Средства: Цветные листы. Видеоролик «Иркутская область»

Деятельность учителя: -У каждого человека есть день рождения. Напишите на цветном листе дату своего дня рождения. (по очереди озвучивают)

Рисунок 2 Слайд 2

-А вы любите получать подарки?

-Что вы обычно дарите своим друзьям, родным на дни рождения?

-Дни рождения есть не только у человека, но и у городов, сёл, областей.

— У нас сегодня образовательное событие. Как вы это понимаете? Часто ли проходят такие события в нашем классе? (не часто, только очень значимые).

-Сегодня вы узнаете день рождения нашей Иркутской области. Предлагаю посмотреть фрагмент видеоролика (слайд 2) и узнать эту знаменательную дату.

-26 сентября 2017 года – 80 лет Иркутской области. К этой дате был утверждён губернатором логотип – 80-летия. Слайд 3, слайд 4.

Деятельность обучающихся: Записывают дату цветными фломастерами. Рассуждают, делятся опытом, отвечают на вопросы.

Рисунок 3 Слайд 3

Просмотр фрагмента видеоролика, определение даты рождения области. Просмотр презентации.

Результат: Понимание значимости образовательного события.

3 этап. Подготовка к представлению новой информации

Цель: Сформировать познавательный мотив. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Средства: Сборник творческих работ о своём селе (ранее выпущенный).

Рисунок 4 Слайд 4

Деятельность учителя: -А какой подарок вы бы хотели преподнести нашей области?

-Ребята, лучшим подарком будут являться ваши знания о своём родном крае.

-На протяжении всего учебного года мы говорили о нашей области, вы готовили творческие проекты, презентовали их классу. В феврале 2017 года мы стали участниками областной акции «Мы здесь живём», организованной детским журналом «Сибирячок». Ваши сочинения были опубликованы на сайте журнала. На основе этого материала был создан наш первый сборник творческих работ. Накануне вы получили домашнее задание: найти 10 интересных фактов о нашей области по разным разделам, которые выбирали по своему усмотрению. Сегодня, выслушав ваши выступления, мы создадим второй выпуск творческих работ, посвящённый 80-летию Иркутской области.

Деятельность обучающихся: Рассуждают, отвечают.

Результат: Установление связи между изученным материалом ранее и будущей деятельностью.

4 этап. Кофе-брейк «Дары Сибири»

Цель: Создать неформальную обстановку в классе, разрядить рабочую атмосферу, дать возможность участникам события отдохнуть.

Средства: напиток брусничный, напиток клюквенный, напиток черничный, фито чай (листья дикой чёрной смородины, брусничный лист), очищенные кедровые орехи, соты лесного мёда.

Деятельность учителя: -А сейчас объявляется небольшой перерыв «Кофе-брейк» для отдыха и оздоровительной минутки. В перерыве вы можете отведать дары природы, которыми богата наша область.

Деятельность обучающихся: — Пьют полезный напиток, кушают, общаются, делятся впечатлениями.

Результат: Улучшение настроения, повышение работоспособности, витаминизация.

5 этап. Презентация результатов деятельности

Цель: Организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Средства: Подготовленные обучающимися и родителями творческие мини-проекты.

Деятельность учителя и родителей:

Раздел 1 «Сведения об Иркутской области»

Учитель :- Иркутская область – один из самых красивых уголков нашей страны. Это замечательный край Восточной Сибири. На территории области своеобразно сочетаются обширные плоскогорья и горы, увенчанные снеговыми шапками, с небольшими участками низменностей, бескрайние просторы сибирской светлохвойной тайги с островами степей. [1, c.3] Я предоставляю слово Мише, который расскажет вам о географическом положении, границах, величине территории нашей области.

Раздел 2 «Замечательные люди Иркутской области»

Родители: -Всем богат сибирский край: и полезными ископаемыми, и лесами, и реками. Но самое главное богатство – это люди. Сибиряки были участниками всех событий, которые происходили в российском государстве. В военные годы они мужественно сражались на фронтах, трудились в тылу, в мирное время работали на благо своего края. [4, c.261] Среди наших земляков много известных людей – есть космонавты, поэты, писатели, художники, драматурги, военачальники.
-Давайте послушаем Дашу, какие интересные факты она приготовила.

Раздел 3 «Климат и промышленность Иркутской области»

Родители:- Сибирь, мороз, вечная мерзлота… Так о нашей территории думают многие иностранные туристы. А так ли обстоят дела на самом деле? О климате и промышленности нам расскажет Роза.

Раздел 4 «Водные ресурсы Иркутской области»

Родители:- Гордостью и красой нашего края является озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири. Сибиряки считают его священным. Главной водной артерией области является река Ангара. Сибирский поэт М. Стож так писал о ее красоте и величии:

Я — царица сверкающих вод,

Я — красавица дикого края;

Мчатся воды мои все вперед,

Быстро к северу, гордо сияя.

От беспечной улыбки моей

Вся природа глядит веселее,

Ярче блеск золотистых лучей

И лазурь небосвода синее.

Меж холмов и утёсистых скал,

То блистая, то грозно темнея,

Мчусь оттуда, где бьётся Байкал,

До широкой волны Енисея…[1, c.45]

— О водных богатства нашей области поведает нам Кирилл.

Раздел 5-6 «Растительный и животный мир Иркутской области»

Родители:- Славится Иркутский край своим богатым растительным и животным миром, землями пригодными для хлебопашества, скотоводства и рыболовства. Какие же интересные факты собрали Наташа и Лера. Вам слово.

Раздел 7 «Богатства Иркутской области»

Родители: -Недра области богаты минеральным сырьём: каменным и бурым углём, железной рудой, слюдой, солью, нефтью, газом. Всё это не может не вызывать чувства гордости за свой чудесный край. [1, c.3]

К очередному юбилею области Михаилом Бачининым (Иркутским поэтом и музыкантом) была написана песня: «С днем рождения, область Иркутская!»

Рисунок 5 Слайд 5

Ангара приглашает желанных гостей,
Входят праздники в наши дома,
Песня спелых, богатых пшеничных полей
Прославляет сибирский размах.

ПРИПЕВ
С днем рождения, область Иркутская!
С днем рождения, родные края!
Славься силой своей богатырскою,
Прибайкальская наша земля.

Наши горы в Байкале купаются,
В него смотрятся ночью  луна,
В нем заря по утрам умывается,
И закаты ласкает волна.

— Какие богатства нашего края воспеты в песне? (Байкал, Ангара, пшеничные поля, горы).

-А о каких богатствах нам может рассказать Маша?

Раздел 8 «Село Подъеланка – часть Иркутской области»

Учитель: -Всем хорош сибирский край. Нам мило это место. Ведь наше маленькое село Подъеланка тоже отмечено на карте на территории Иркутской области. Подойдите, пожалуйста, к карте и покажите место, где находится наше село на территории области.

Мы жители Подъеланки, а значит и жители Иркутской области. В нашем селе свой уклад жизни, своё прошлое и настоящее. Мы с радостью и гордостью заявляем, что юбилей нашей Иркутской области – это и наш юбилей.

Ваши родители тоже серьёзно готовились к образовательному событию. Они работали группой, собирая 10 интересных фактов о нашей маленькой родине – селе Подъеланка. Давайте их послушаем.

Деятельность обучающихся: Презентация разделов учащимися. Представляют результат работы с родителями (каждый индивидуально). Родители демонстрируют свой групповой мини-проект.

Результат: Позитивное настроение; восприятие информации; чувство гордости за свой край; вопросы одноклассникам, родителям.

6 этап. Итогово-аналитический

Цель: Подвести итог деятельности урока: тема, цель, результат. Зафиксировать направления будущей деятельности.

Средства: Презентация, слайды.

Деятельность учителя: — Вот мы и озвучили 80 интересных фактов о нашем крае. Вам было интересно слушать выступления ваших одноклассников и родителей?

-Ребята, сегодня я увидела и услышала, как хорошо вы знаете место, где живёте. Мне приятно было наблюдать за вами накануне образовательного события, как вы старались добыть знания, отбирать нужный материал, а сейчас вы продемонстрировали свою эрудицию, блеснули своими знаниями о родном крае. Какие замечательные у вас родители, которые приходят вам на помощь, помогают вам учиться. Сегодня на занятии у вас появилось ещё 80 поводов любить свою малую родину — Подъеланка, свой Усть-Илимский район и Иркутскую область.

— Любите Родину, свой край. Слайд 5. Помните, чувство любви к малой и большой родине всегда прекрасно. Но любовь должна непременно подтверждаться делами. Берегите, сохраняйте природу нашего края, и наша область с каждым годом будет процветать, а вы, будете преумножать её богатства. Всем, кому интересна история нашего края и кто готов служить на её благо, я хочу порекомендовать замечательную книгу Гимельштейна А.В. «Иркутский край. Четыре века». [2] Данная книга является результатом пятнадцатилетней работы иркутских историков, посвящённый истории нашего края с начала освоения Сибири русскими землепроходцами до настоящего времени. [2, с.6] Книгу можно взять в школьной библиотеке.

Деятельность обучающихся: Вспоминают тему, цель, что интересного узнали на уроке.

Результат: Новые знания о своём крае.

7 этап. Практическая деятельность

Цель: Реализовать практическую работу в совместной деятельности детей, родителей, учителя.

Средства: Брошюратор, обложка, подложка, кольца для скрепления, творческие листы.

Деятельность учителя: А сейчас давайте отправимся вместе с вами в школьную мини-типографию, и сброшюруем наш совместный творческий продукт – сборник творческих работ «80 интересных фактов о нашем крае».

-Ребята, а где и кому может пригодиться ваш сборник? (на оформление книжной полки в школьной или сельской библиотеке, можно сходить в детский сад и организовать презентацию сборника и т.д.).

Деятельность обучающихся: Раскладывают страницы по порядку, прикладывают заранее оформленную учителем обложку, брошюруют.

Результат: Второй сборник творческих работ.

1 этап. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Средства: Вывеска на доске слова ИРКУТСК.

Деятельность учителя: — Ребята, вам понравилось наше общение за круглым столом? Напишите свои ассоциации об образовательном событии — на любую букву нашего областного центра ИРКУТСК. Каждому из вас по одной букве. Могут присоединиться и уважаемые родители.

Деятельность обучающихся: Пишут на доске под выбранной буквой: ИРКУТСК –

— интересно,……..

— развлекательно,………..

— классно,………….

— увлекательно,…………

— творчески,…………….

— спасибо,………………..

— клево,………….

-А сейчас, в заключении, давайте вместе дружно скажем «С днём рождения, Иркутская область!».

Домашнее задание.

-Ребята, дома по желанию можно выполнить творческую работу: сочинить стихотворение, написать сочинение, изготовить поздравительную открытку.

Результат: Положительный эффект от участия в образовательном событии. Чувство патриотизма за свой родной край.

Спасибо всем за работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стихотворение, которое сочинил после образовательного события ученик

4 класса Шаманский Кирилл.

Я – патриот

Что означает слово «патриот»?

Семь букв такого непростого слова…

Любовь к Отчизне. Радости полёт.

В душе лишь счастье возникает снова!

Когда без Родины нельзя прожить,

Забыть, воспоминанья уничтожить,

И чувства невозможно подавить,

Родной свой край всегда я буду помнить!

Я – патриот! И этим я горжусь!

Люблю Отчизну и пред ней склоняюсь.

И в этих чувствах я признаться не боюсь.

Своей Отчизне как иконе приклоняюсь.

Моя святыня!.. Дивный уголок!..

Родные взору улицы деревни

И даже переулки всех дорог —

В моей душе нет ничего бесценней.

Я в сердце сохраню это тепло

И радость, что она мне подарила.

От этого в душе всегда светло

Любовь во мне ты, Подъеланка, пробудила.

И если мне придётся вдруг уйти,

Покинуть дом, где я расту, учусь,

Я не забуду этого пути

И в дом родной я обязательно вернусь!

C:\Users\Леночка\Desktop\Document_288.jpgC:\Users\Леночка\Desktop\Document_287.jpgC:\Users\Леночка\Desktop\Document_286.jpgПРИЛОЖЕНИЕ 2. Страницы из сборника

C:\Users\Леночка\Desktop\Document_291.jpg C:\Users\Леночка\Desktop\Document_290.jpg C:\Users\Леночка\Desktop\Document_289.jpg

Список литературы и использованных материалов

Литература

  1. Бояркин В.М. География Иркутской области. Иркутск, 2000; стр.3, 45.
  2. Гимельштейн А.В. Иркутский край. Четыре века. Иркутск, 2012г.
  3. Исторический атлас. Иркутская область. Москва, 2000г.
  4. Косых А.П. История Земли Иркутской. Иркутск, 2002г.

Материалы библиотеки-музея с.Подъеланка

  1. Летопись с. Подъеланка
  2. Погодаев С.Б. «Жизнь и подвиг героя». Фотоальбом.