Классный проект «Растём здоровыми»

Проект «Растём здоровыми!»

Оглавление

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье сегодняшних детей (и наше в том числе) и физическое, и психическое, и нравственное – одно из самых больных вопросов школы и общества. Ученые и педагоги первопричину ухудшения здоровья школьников видят в отсутствии у них должной мотивации к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

На уроках окружающего мира, мы беседовали о здоровье и решили создать модель «Цветка здоровья». Елена Владимировна предложила определить самые важные компоненты здорового образа жизни. Мы, работая в группах, изучили предложенную учителем статью и выделили главное на наш взгляд.

Ответы были разные. Проблемный вопрос «Что входит в здоровый образ жизни?» заставил нас задуматься.

Мы поставили перед собой цель: получить разносторонние знания о здоровье, здоровом образе жизни.

Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:

1. Выделить компоненты здорового образа жизни;

2. Определить основные действия по сохранению здоровья;

3. Пропагандировать здоровый образ жизни, используя свои способности.особности

Над проектом решили работать вместе, поэтому наш проект коллективный.

Работа проходила в классе на уроках, после уроков, в школьной и сельской библиотеках, дома, в кружках, в ЦДиИ.

Нам предстояло найти информацию по валеологии, организовать дежурство в столовой, встретиться с врачом в больнице, обсудить и составить режим дня школьника, принимать активное участие во всех классных, школьных и поселковых спортивных мероприятиях.

Продолжительность работы над проектом – 6 месяцев (20 сентября – 20 марта).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап. Погружение в проект

На этом этапе была определена из проблемного вопроса тема проекта «Растём здоровыми!».

Определили круг вопросов, на которые нам необходимо найти ответы. Что входит в понятие здоровье? Какими качествами обладает здоровый человек? Привычка вести здоровый образ жизни – это серьезно? Какая польза от принятия витаминов? Назовите плюсы и минусы личной гигиены?

2этап. Организация деятельности

На втором этапе определили последовательность этапов проекта. Интересующую нас информацию о сохранении здоровья, мы получили на уроках «Ознакомление с окружающим миром». На уроках литературы, в разделе «Твой день», мы узнали о режиме дня школьника, гигиене, здоровом питании. Беседа о полезных и вредных продуктах на уроках ИЗО, пополнила нашу копилку знаний о здоровье. Совместно с родителями, мы использовали ресурсы Интернет-сайтов и проявили свои творческие способности в составлении загадок о здоровом образе жизни, сказок, написали мини-сочинения на тему «Что значит быть здоровым?». Наши родители помогли нам оформить творческие презентации к очередному классному часу по здоровью.

3 этап. Осуществление деятельности

Цель данного этапа: реализация пошагового планирования.

Мы стали стремиться к тому, чтобы весь класс питался школьной столовой 2 раза в день, обязательно должны были брать салаты, что достаточно показательно. Также мы вступили в «Общество чистых тарелок». Организовали дежурство по столовой (чистые руки, порядок за столом), за этим строго следил наш классный санитар Инна Новикова. Ежедневно в классе принимали витамины, купленные родителями.

Пригласили в школу на классный час врача с ФАП Гуляеву Наталью Анатольевну, которая провела беседу о важности соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья.

Физорг класса Овчинников Егор следил за тем, чтобы все ребята посещали уроки физкультуры и спортивные секции.

Многие ребята дома с родителями изготовили мини-проекты, которые защищали на классном часе «Вкусная и здоровая пища», «Рецепты здоровья», «Правили гигиены», «Здоровые дети в здоровой семье».

Дежурные регулярно следили за чистотой класса: вовремя проветривали кабинет, ухаживали за цветами, которых в нашем кабинете очень много.

На уроке окружающего мира, для рекламы здорового образа жизни, создали макет листовки «Растём здоровыми!». Родительский комитет нашего класса оформил и размножил листовки. Листовки мы подарили ребятам из других классов и передали в детский сад. Каждому ученику в дневнике вклеен режим дня, которого мы придерживаемся.

Ежедневно наш день начинался с зарядки. На каждом уроке самостоятельно проводили физкультминутки (собрана копилка физкультминуток). Участвовали в спортивной жизни класса и школы «Мама, папа, я – спортивная семья», «Богатырские потешки», «Русский боец – всем образец».

Также во внеурочное время всем классом с родителями ходили кататься на коньках и лыжах, осенью ходили в поход, участвовали в Днях здоровья.

4 этап. Презентация результатов.

Итогом работы над проектом стал классный час «Здоровье – главное богатство человека». На этом уроке нам удалось составить проект – модель цветка-здоровья.

Наш цветок состоял из 7 лепестков, каждый из которых обозначал то, что необходимо соблюдать современному школьнику, чтобы вырасти здоровым.

1 лепесток «Режим дня». Пришли к выводу, чтобы учиться хорошо, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – надо соблюдать режим дня!

2 лепесток «Правильное питание». Вывели основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать.

3 лепесток «Движение: спорт и труд». Единогласно сошлись в мнении, что должны больше двигаться, заниматься физкультурой и спортом, ежедневно делать зарядку, не забывать о физическом труде (помогать родителям, чистить памятник погибшим воинам на школьном дворе и т.д.), стремиться стать долгожителями.

4 лепесток «Закаливание». Вывод: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья!»

5 лепесток «Личная гигиена». Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.

6 лепесток «Полезные привычки». Пришли к выводу: не заводить вредных привычек, вести здоровый образ жизни, полезные привычки помогут нам укрепить здоровье.

7 лепесток «Чистый воздух». Решили следить за чистотой школы, школьной территории, улиц посёлка, своего дома, тогда вокруг нас будет чище и красивее.

Результатом совместной работы над проектом также стала листовка «Здоровье».

Обобщив свои знания, мы подготовили театрализованное представление «Я и моё здоровье» и выступили с рекламой здорового образа жизни перед ребятами из детского сада и на школьной линейке.

На школьном ученическом парламенте были подведены итоги за 1 полугодие, где наш 2-3 класс стал самым здоровым классом в школе, получили почётную грамоту.

А ещё четверо ребят нашего класса получили почётные грамоты и денежные премии за то, что не пропустили ни одного урока по болезни.

5 этап. Рефлексия.

На заключительном этапе было организовано обсуждение готового проекта. Мы узнали много нового: важные компоненты здоровья, следуем девизу здорового человека, придерживаемся режима дня, следим за правильным питанием, соблюдаем личную гигиену, стараемся больше бывать на свежем воздухе.

Мы работали, дружно, почти всю работу выполняли самостоятельно. Нашу работу высоко оценили родители, учителя, ученики. Работать над проектом было интересно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закончив наш проект, мы нашли ответ на проблемный вопрос: что такое здоровье? Здоровый образ жизни? Здоровье — это не отсутствие болезней, здоровье — это состояние физического и социального благополучия. Для нас здоровье — высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе. Здоровье — живое существо, которое надо лелеять, уделять ему внимание, прилагать усилия для его сохранения.

Здоровье — основополагающая часть нашей жизни. Только здоровому человеку под силу достичь всего, во что у него хватит смелости поверить. Это самое ценное богатство. Здоровье — это жизнь. Здоровым надо ощущать себя всегда. Сегодня, завтра, всю жизнь. И для этого надо трудиться.

Работа над проектом показала, что мы умеем:

  • планировать свою работу,
  • предлагать идеи,
  • находить нужную информацию в разных источниках,
  • использовать полученную информацию,
  • оценивать свою работу.

Самым трудным в работе над проектом было грамотно оформлять полученные результаты, выступать перед другими учениками.

Наш проектный продукт «Растём здоровыми!», коллажи о здоровье, листовки «Здоровый образ жизни» мы разместили на школьном стенде «Нам интересно, а вам?»

Наш классный час за здоровый образ жизни, а вы?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир. – Самара, 2011.
  2. Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. –М.,2007.
  3. Остер Г. Вредные советы. – М., 2001.
  4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997

 

Проектная работа «Летопись одного класса»

ВВЕДЕНИЕ

Если хочешь, чтобы твои годы, проведенные в школе, в своем классе, с любимыми одноклассниками, лучшими учителями не убежали от тебя, словно текучая вода, как в стихотворении В. Хлебникова:

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода…»?

Тогда можно выполнить увлекательный творческий проект «Летопись класса».

Название проекта «История жизни одного класса»
Актуальность проекта В школе человек проводит 11 лет, где происходят самые значимые и интересные события в его жизни. Очень часто, оканчивая учебное заведение, одноклассники, как птицы, разлетаются по разным местам и теряют связь между собой. Порой они забывают важные моменты, которые происходили с ними в школьные годы. Мы все очень разные, поэтому хочется сохранить память о том, как мы росли, учились, развивались, самосовершенствовались, отдыхали, жили.
Автор проекта Полина Артёмовна Королёва
Координатор проекта Елена Владимировна Яковлева, классный руководитель
Цель проекта Создать очень ценный продукт – памятный документ — альбом-летопись «История жизни одного класса» о развитии классного коллектива, достижениях, победах, событиях, саморазвитии и самореализации за период обучения в начальной школе, который сохранит воспоминания об ученических буднях, станет украшением классного огонька или торжественного вечера по случаю окончания школы, а во взрослой жизни будет напоминать нам о детстве.
Задачи проекта
  • собрать, изучить информацию о сущности и назначении летописи;
  • разработать модель летописи;
  • собрать информацию, фотодокументы для написания летописи;
  • вовлечь в сбор материала учащихся класса, родителей;
  • систематизировать собранный материал, выбрать оптимальный вариант альбома.
Гипотеза Я считаю, что проект поможет сохранить    историю школьных лет.
Эмблема проекта F:\ИССЛЕДОВ,РАБОТЫ 15-16 УЧ ГОД!!!!!!!!!!!!!!!\летопись класса\Полине для летописи\картинки к летописи\48521796_20_1.jpg
Продолжительность работы над проектом Начало работы: 10 января 2016 года

Официальное завершение проекта: 31 мая 2016года

Предметы, знания которых используются в проекте Интегрированный проект
Основополагающий вопрос проекта Что такое летопись?
Проблемный вопрос проекта Как написать летопись класса?
Учебные вопросы проекта
  • Когда наш класс родился?
  • Есть ли в вашем классе таланты?
  • Участвуют ли ребята в конкурсах, олимпиадах?
  • Наши любимые занятия?
  • Наши любимые учителя?
  • Происходят ли в нашем классе интересные события и как часто?
  • В чем уникальность нашего класса?
  • Есть ли у нашего класса свои традиции?
Материалы, необходимые для реализации проекта Фотоматериалы в электронном виде, бумага.
Как используется ИКТ
  • Компьютер;
  • Программы Microsoft Office Word (PowerPoint, Publisher);
  • Принтер.
«Союзники» Обучающиеся класса, родители, учителя-предметники.
Этапы проекта
Этапы Деятельность
1.Подготовительный этап. Погружение в проект:

  • Найти ответы на основополагающий, проблемный и учебные вопросы;
  • Определить последовательность работы;
  • Собрать фотоматериалы.
2.Этап практического создания творческого продукта. Оформить альбом
3.Презентация проекта. Представить летопись ребятам, родителям, подготовить подарок – СD с электронной версией одноклассникам и в школьный музей.
Описание идеи проекта Идея написания классной летописи «История жизни одного класса» возникла на классном часе в декабре, когда мы подводили итоги за 1 полугодие. Рассматривая фотографии с различных мероприятий, решили, что все классные события за 4 года можно собрать в одну копилку, тем самым создать свою историю, основанную на реальных событиях, происходящих в нашем классе.
Реализация проекта Обратились за помощью к родительскому комитету для сбора фотодокументов. Когда материал был собран, стал вопрос о его размещении.

С классным руководителем утвердили формат, обложку альбома, дизайн страниц. После уроков мы работали в классе за компьютером, создавая страницу за страницей. Занятие это интересное, порой подключались одноклассники. Мы приложили максимум усилий, чтобы добиться положительного результата – продукта нашей деятельности.

Чтобы выпустить альбом, на помощь пришли снова родители. Так к окончанию обучения в начальной школе, у нас появилась своя история школьной жизни.

Готовый продукт проекта
  • Печатный альбом-летопись.
  • Электронная версия альбома-летописи
Фото проекта F:\Готовая летопись в подарок\1стр-Летопись нач.шк.jpg
Критерии оценки проекта Саморефлексия
Как будет проходить представление проекта В ходе конференций, конкурсов, классных часов, родительских собраний, выставки в школьном музее и т.д..
Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта Коммуникативные, исследовательские
Возможные точки роста проекта В пятом классе продолжить работу над проектом. Создать второй альбом-летописи, описывая события в среднем звене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писать летопись — это так увлекательно!!! Я вспомнила древних летописцев, как им было тяжело… Благодаря им мы знаем нашу историю и традиции. Выполняя данный проект, я поняла, что стать летописцем трудно, но очень интересно. Я сделала вклад в историю своего класса, своей школы, а может быть и села. В моём классе жить очень здорово. Пусть об этом знают не только мои одноклассники, но и те, кто познакомится с летописью.

Став летописцем, я поделилась традициями нашего класса с другими ребятами школы, теперь наши традиции стали их традициями. Это так здорово — быть летописцем!!! Объединяйтесь, юные летописцы, пишите летопись своего класса!!!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя; Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010.-223с.
  2. Добрынин, Г.К. Деятельностный подход во внеурочной деятельности: пособие для учителя/ Г.К. Добрынин. – М.: Просвещение, 2010.-176с.

 

Проектно-исследовательская работа «Памятка идущему в храм»

Муниципальный Фестиваль детских проектов по курсу ОРКСЭ

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

Дорога к храму - Наталия Ивановна Савченко

Проект

«Памятка

идущему в храм»

Автор проекта: Кирилл Савченко

ОУ: МКОУ «Подъеланская СОШ»

Класс: 4

ФИО руководителя: Елена Владимировна Яковлева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Усть-Илимский район

с. Подъеланка, 2016год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1 слайд: Участник проекта: обучающийся 4 класса Кирилл Савченко

Предметная область: межпредметный: Основы мировых религиозных культур, история.

Вид проекта: учебно-исследовательский с выходом на творческую работу (памятки).

Время работы: проект средней продолжительности (2 месяца).

2 слайд: Актуальность: возрождение духовности, религиозных традиций, этики так необходимы в наше время.

 

3 слайд: Цель проекта: познакомиться с правилами поведения в культовых местах.

Задачи проекта:

  • Изучить правила поведения в синагоге, пагоде, мечети, православном храме;
  • Провести анализ, найдя сходства и отличия;
  • Создать буклеты, презентацию, лэпбуки по теме проекта.

Гипотеза: если подрастающее поколение будет больше знать о правилах поведения в священных сооружениях, то духовность в нашем обществе заметно повысится.

Практическая направленность: материалы проекта можно использовать на уроках ОРКСЭ, МХК, классных часах.

Описание работы:

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и задач.
  • Предварительная работа по поиску и сбору информации (поиск информации в интернете; вопросы родителям, учителю; самостоятельное обдумывание; просмотр телевизора; работа в библиотеке с литературой).
  • Подготовка необходимого материала для творческой работы (картон, иллюстрации, клей, фломастеры).
  • Работа с родителями (посещение храма в г. Усть-Илимске).
  1. Информационно-исследовательский этап

В настоящее время очень многие люди, в том числе и молодые, идут в храмы. Многие из них понятия не имеют, с какими мыслями надо идти, как вести себя. Всем, идущим в храм, надо знать, что все священные сооружения — это особый мир со своими правилами и установлениями.

Говоря о религиозном этикете, я не буду касаться особенностей прихода к вере человека, желающего изменить свою духовную жизнь. Мы же будем говорить о правилах поведения в храме той или иной конфессии, то есть о том, как вести себя прилично, не выглядеть белой вороной и не оскорблять чувства верующих.

Правила поведения в синагоге

Каждый, кто пришел в синагогу, — желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете, как поступить в том или ином случае. Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной.
Женщины. По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.
Мужчины.Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор.

Мезуза
Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы.

Поведение

В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору. Не стоит брать с собой в на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся.

Правила поведения в мечети

Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба — главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д.. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Хотя мечеть и не является святым местом, существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

  1. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.
  2. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим.
  3. Существует определенный порядок занятия мест верующими. Место в основном молитвенном зале традиционно занимают мужчины. Женщины располагаются на верхнем ярусе (на балконе) или позади всех за занавесью. В передних рядах находятся более пожилые и уважаемые лица, последующие — занимают люди среднего возраста, замыкающие — молодёжь.
  4. Разрыв между верующими в рядах не допускается, они стоят достаточно плотно, чувствуя локоть друг друга.
  5. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.
  6. Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе.
  7. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.
  8. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться.
  9. Праздное пребывание в мечети осуждается.

Правила поведения в храме Будды

Одежда. В буддийский храм запрещается входить в легкомысленной одежде, с оголенными коленками, а перед входом необходимо снять обувь. Храмы не следует посещать в шортах и майках, женщины должны быть в длинной и закрытой одежде. Забывчивым женщинам у кассы выдадут накидки и достойные туфли.

Приветствие заключается в том, что человек опускается на колени и касается лбом и руками пола, тем самым достигая максимального принижения себя. При этом ступни должны быть скрещены таким образом, чтобы левая ступня была сверху правой. Подобный поклон делается определенное число — около 3000 раз. Именно такой поклон должен делать каждый буддист, входя в Зал Великого Будды.

Поведение. Во-первых, нежелательно опаздывать на начало хурала (молебна). Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.

Во-вторых, перед входом в дуган (алтарный зал), необходимо снять головные уборы. Пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо) совершить поклоны и занять место для слушания хурала. Сидеть во время хурала можно на скамейках, на ковре в позе лотоса или полулотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Очень важно, чтобы ваши сидячие позы не были вызывающими и не мешали окружающим.

В третьих, нельзя разговаривать по телефону, болтать друг с другом и решать какие-либо свои проблемы.

После хурала можно подойти к ламам (священнослужителям) и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой. Получив адис можно подойти к алтарю и совершить поклоны. Затем подходим к чайнику с аршаном (освященная вода), наливаем в левую ладонь немножко и делаем три  маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омываем свое лицо и голову.

Правила поведения в православном храме

По пути в православный храм хорошо произносить про себя особую молитву идущего в Церковь:

«Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь»
Можно читать «Богородице, Дево, радуйся…» или молитву Иисусову. Если вы идете с кем-либо, не следует вести разговоров на житейские темы, чтобы это не отвлекало от молитвенного настроения перед Богослужением.

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам. Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам. Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.

Детям: Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

  1. Заключительный этап

Общие правила религиозного этикета в храмах всех конфессий

Общие правила поведения в молитвенных домах любых конфессий обусловлены их назначением — это место молитвенного общения верующих с Богом. Поэтому атмосфера, царящая в молитвенных домах, требует неспешных, размеренных движений, сдержанных жестов, приглушённых разговоров.

Общие нормы поведения во всех храмах таковы: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь, не разговаривать по телефону и вести себя с уважением к окружающим.

Ведь если вы входите в чей-то дом, вы подчиняетесь правилам, принятым в этом доме – или сразу уходите из него. Точно так же, входя в храм, вы должны следовать правилам поведения, принятым в этом храме. Если же эти правила кажутся вам нелепыми, трудновыполнимыми или не имеющими значения – из уважения к верующим не посещайте этот храм.

В религиозном этикете действует то же главное правило, что и во всех других видах этикета: будьте доброжелательны и уважайте достоинство и убеждения других людей.

  1. Творческий этап

Результат проектной деятельности: лэпбуки, буклеты для слушателей.

10 слайд: Рефлексия деятельности:

Мне очень понравилось работать над проектом. Часть моей проектной работы – это творческая работа. Вместе с мамой и бабушкой мы читали правила, сравнивали их, размышляли. А ещё мне понравилось искать материал в интернете и изучать разную литературу.

Я много узнал о религиозном этикете. Считаю, что знания, полученные в ходе проекта мне пригодятся в жизни.

11 слайд: Я горжусь, что Россия – это страна, в которой соседствуют множество религий. В одном городе могут быть священные сооружения разных конфессий. И в этой дружной семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции, соблюдаем нравственные законы поведения в обществе. Мы все разные, но мы все вместе живём, учимся и гордимся своей Родиной.

12 слайд: Презентация работы:

Свой проект я успешно защитил на уроке ОМРК в классе перед ребятами и родителями. Ребята с большим интересом слушали моё выступление и рассматривали лэпбуки, на память я им подарил буклеты.

15 слайд: -Завершить своё выступление я хочу стихотворением Игумена Виссариона (Остапенко), обращённое к подрастающему поколению, православным потомкам.

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.

Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.

Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай,
Не гляди по сторонам:
Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.

Со смиреньем, как мытарь,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу.
Козни их не принимай.
Слову Божьему внимай.

И скажу я от души:
Храм покинуть не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.

Приложись потом к Кресту,
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.

Время даром не губи,
Службу Божью полюби.
И пока огонь в груди,
На молитву приходи.

Список использованной литературы

Беглов А.Л. «Основы мировых религиозных культур», М.: Просвещение, 2012г.

Мыцаяка Е.В. «Основы мировых религиозных культур», М.: Просвещение, 2014г.

Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: учебно-методическое Пособие. М.,ТЦ «Сфера», 2000.

Интернет-ресурсы