Коллективный проект «Покормите птиц зимой»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение:

-актуальность выбранной темы;

-проблема (идея проекта);

-гипотеза проекта;

-цель проекта;

-задачи проекта;

-вид проекта;

-методы и приёмы работы.

  1. Основная часть:

-организационный этап;

-теоретический этап;

-практический этап;

-наблюдения.

  1. Заключение (выводы).
  2. Перспектива.
  3. Источники информации.
  4. Приложение.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы.

Зима — суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

После такой информации с классного часа, мы задумались над проектом «Покормите птиц зимой».

Проблема (идея) проекта.

  • Кто такие птицы?
  • Почему некоторые птицы улетают зимой?
  • Какие птицы остаются зимовать в нашем селе?
  • Какая роль человека в жизни птиц зимой?
  • Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
  • Если птица голодна, то будет ли она есть любой корм из любой кормушки?
  • Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
  • возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
  • станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
  • и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее прекраснее, и радостнее.

Цель проекта:

-изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Задачи:

  • Расширить и пополнить знания о зимующих в наших краях птицах.
  • Изучить повадки птиц, подобрать корм зимующим птицам.
  • Изготовить кормушки и развесить их.

Вид проекта по содержанию – практико-ориентированный

Вид проекта по комплектности – монопредметный

Вид проекта по продолжительности – долгосрочный (Начало: 12 ноября (Праздник- Зиновий синичник); Конец: 1 апреля (Праздник -Международный день птиц).

Методы и приёмы:

1)наблюдения;
2) сбор информации;
3) работа с литературой;
4) экскурсии;
5) обработка собранной информации;
6) творческая работа

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Всю работу над проектом мы разделили на 4 этапа.

Этапы работы:

1. Организационный этап

Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано

5 мини-групп.

1 группа исследователей

Задачи:

  • Собирать информацию об особенностях зимующих птиц.
  • Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
  • Изучить, как приспосабливаются к зимним условиям зимующие птицы.
  • Поместить в классный уголок информацию в раздел «Это интересно».

2 группа литераторов

Задачи:

  • Отобрать литературные произведения, загадки и приметы о зимующих птицах.
  • Провести викторину «Знаешь ли ты птиц?» среди ребят класса.
  • Опубликовать интересные творческие работы в школьной газете «Алые паруса».

3 группа изобретателей: самая многочисленная группа — сюда вошли все ребята класса.

Задачи:

  • Разработать проекты птичьих кормушек.
  • Собрать материал о видах кормушек, способов изготовления из подсобных материалов.
  • Показать презентацию «Сделай кормушку своими руками».

4 группа фотокорреспондентов

Задачи:

  • Собрать материал о работе проекта, птицах, зимующих в нашем селе.

5 группа наблюдателей

Задачи:

  • Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам
  • Составить сводную таблицу по теме «Какие птицы чаще прилетают к кормушкам?»

2. Теоретический этап

Задачи:

  • Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
  • Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать.
  • Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: Для привлечения внимания по данной проблеме ребята подробно изучили и подготовили занимательный материал для выступления перед ребятами детского сада. А также приготовили для малышей загадки про зимующих птиц и игры.

  • Королёва Полина рассказала о пользе птиц, привела интересные факты из их жизни. Новикова Инна и Шаманская Марина подготовили ребятам презентацию о зимующих птицах нашей местности.
  • Школьный библиотекарь предложила нашему вниманию выставку художественной и познавательной литературы о птицах, рассказала, сколько интересного, занимательного и поучительного может в ней найти каждый из нас.
  • Так же ребята этой группы нашли интересные сведения о том, как появились первые птичьи кормушки, и познакомили всех ребят с интересными фактами. (Приложение 1)

3. Практический этап

Задачи:

  • Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
  • Разработка меню для птиц. (Приложение 2)
  • Проведение акции «Покормите птиц зимой».

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ: изготовлены и развешаны 10 кормушек во дворах у ребят.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППЫ ЛИТЕРАТОРОВ: Группа провела школьную акцию «Помогите птицам зимой» (Приложение 3), конкурс рисунков «Зимующие птицы нашего села», раздали листовки с обращением школьникам и жителям села, написали эссе «Зачем я подкармливаю птиц?», написали сочинения по теме проекта. (Приложение 4)

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППЫ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОВ: Отчёт представлен в виде листовок — обращений, коллекции фотографий, картинок для оформления проекта. (Приложение 5)

Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Некоторые ребята нашего класса построили простейшие кормушки из подручного материала. В дело пустили и пустые пластиковые бутылки, коробки, пакеты из под сока и молока. Но все ребята придерживались основных правил при изготовлении кормушек. (Приложение 6)

4. Наблюдения

Задачи:

  • Провести экскурсию по дворам одноклассников.
  • Выяснить, какие виды птиц прилетают в птичью столовую.
  • Понаблюдать за поведением, повадками гостей, прилетающих к кормушке.

РЕЗУЛЬТАТ ГРУППЫ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ:

Наблюдая за поведением птиц в сельских условиях в зимнее время ребята отметили некоторые особенности. Проведя наблюдение и изучив литературу, составили таблицу о птицах, зимующих в нашей местности. (Приложение 7)

Из таблицы видно, что для подкормки многих зимующих птиц замечательно подойдут семена подсолнечника. Они очень калорийны и питательны, содержат большое количество растительных жиров, только должны быть обязательно сырые. Кроме подсолнечных, пернатые с удовольствием поклюют семечки арбуза, дыни и тыквы. Так же птицы не откажутся от крошек белого хлеба, не побрезгают остатками вчерашней каши. Любимым лакомством для многих видов является несоленое сало, а так же сушеные ягоды рябины, боярышника, шиповника.

Еще мы узнали, что ни в коем случае нельзя кормить птиц черным хлебом. Он вызывает заболевание, что означает для них верную гибель! Нельзя также развешивать соленое сало и мясо, от соли птицы слепнут, мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у каждого из нас дома найдется достаточное количество корма для пернатых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

  • Зимуют в нашем селе не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
  • В нашем крае рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, свиристели.
  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.

После того как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории наших дворов стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

ПЕРСПЕКТИВА

    1. 1 апреля в международный День птиц собрать кормушки, отремонтировать и положить на хранение до следующего года.

2. В летние каникулы и осенью заготовить корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1993, с. 38;
  2. Запартович Б.Б. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1999, с.76-79;
  3. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы и поговорки – М.: Просвещение, с. 46-49;
  4. Семенов И.В.Охрана природы школьниками в каникулярное время – М.: Просвещение,1998, с.21;
  5. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Внеклассная работа по зоологии — М.: НЦ ЭНАС, 2004,с.38-44, 147-150;
  6. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2000, с.4-6,18-2