Семейный проект «Десять заповедей — основа еврейской религии и нравственности»

Второй районный Фестиваль детских проектов по курсу ОРКСЭ

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

«Десять заповедей – основа еврейской религии и нравственности»

Автор проекта: Инна Новикова ОУ: МКОУ «Подъеланская СОШ» Класс: 4

ФИО руководителя: Елена Владимировна Яковлева, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МКОУ «Подъеланская СОШ»

Усть-Илимский район с. Подъеланка, 2015год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Участники семейного проекта: обучающаяся 4 класса Инна Новикова, мать Новикова Евгения Викторовна.

Слайд 1: Предметная область: однопредметный: Основы мировых религиозных культур.

Вид проекта: учебно-исследовательский с выходом на творческую работу.

Время работы: проект средней продолжительности (1 месяц).

Слайд 2: Актуальность: У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди.

Цель проекта: Познакомиться с обстоятельствами возникновения Десяти Заповедей, с которыми связано само образование еврейского народа.

Задачи проекта:

1. Узнать значения слов: «заповедь», «скрижали».

2. Познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди.

3. Выяснить значение заповедей.

4. Подумать: легко ли соблюдать заповеди?

5. Подумать: нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они?

Гипотеза: Человек, который строго соблюдает заповеди, счастлив.

1.Подготовительный этап

Описание работы:

  • Постановка цели и задач.
  • Предварительная работа по поиску и сбору информации (поиск информации в интернете; вопросы родителям, учителю; самостоятельное обдумывание; работа с Библией).
  • Подготовка необходимого материала и оборудования для творческой работы (электровыжигатель, фанера, ДСП, краска, картон, цветная бумага).
  • Работа с родителями (творческая работа «Моисей со скрижалями на горе Синай»)

2. Информационно-исследовательский этап

Слайд 3:

  1. Обратились к интернету, словарям.
  • Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.
  • Заповедь — Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего) — нибудь. (С. И. Ожегов)
  • Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка).
  • Скрижали –каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей.

2.На уроке «Основы мировых религиозных культур» мы изучали

Заповеди, записанные в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Кому же они были даны?

 

Слайд 4: 3.Библия рассказывает…,

что три с лишним тысячи лет назад про рок Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Слайд 5: 4.Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних.

5. Десять Заповедей (Закон Моисеев)

  • Слайд 6: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • 2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…
  • Слайд 7: 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…
  • Слайд 8: 5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  • 6.Не убивай.
  • Слайд 9: 7. Не прелюбодействуй.
  • 8.Не кради.
  • Слайд 10: 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)
  • 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Слайд 11: 6. Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

  • Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
  • Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

7.Почему заповеди ещё называют Законом Моисеевым?

  • Потому, что Заповеди были даны Богом через Моисея как закон, требующий строгого исполнения.
  • Заповеди даны человеку для того, чтобы жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила, человек становится ближе к Богу и делается более нравственным.
  • Заповеди – это нравственный закон, который был дан Богом для всех людей, потому что нравственные правила должны быть важными для любого человека, живущего на земле.

Слайд 12: 8.Вывод:

В Десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.

Десять Заповедей определяют моральное поведение человека. О них следует сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.

9. Листая словарь В. Даля нам попалось очень нужное, как нам кажется в наше время, слово –это «милосердие».
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Слайд 13: 10. ВИДЕОРОЛИК «СЛЕПОЙ»

Слайд 14:

11. Мы считаем, что одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

В Библии говорится: «Всякому просящему у тебя – дай».

Святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

Слайд 15:

16. Заключение. Рефлексия деятельности

Я думаю, что заповеди соблюдать очень легко, ведь это зависит от самого человека, надо только лишь быть добрее, любить окружающих, быть милосердным, терпимым

Я считаю, Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Заповеди актуальны во все времена.

Мы желаем, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни и, чтобы другие, глядя на вас становились и были тоже счастливы.

 

Мы желаем всего то хорошее, что есть в каждом из нас, и пусть оно только растёт, развивается и разрастается. Вспоминайте чаще о нравственных заповедях. Не пускайте зло в ваши сердца, души!!!

Слайд 16:

4. Результат проектной работы: гора Синай, Моисей, Скрижали с Десятью Заповедями.

Слайд 17: Список использованной литературы

1.Беглов А.Л. «Основы мировых религиозных культур». М.: Просвещение, 2012г.

2. Иллюстрированная Библия Ветхий завет. Белгород «Клуб семейного чтения», 2013г.

3. Библия для детей Ветхий и Новый заветы. Белый город, 2007г.

4. Толковый словарь С.И. Ожегова, В. Даля.

5. Ролик «Слепой» https://vk.com/video179247126_170836063

 

Семейная проектная работа «Крещение Руси»

Второй районный Фестиваль детских проектов по курсу ОРКСЭ

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ

«КРЕЩЕНИЕ РУСИ»

Автор проекта: Марина Шаманская

ОУ: МКОУ «Подъеланская СОШ»

Класс: 4

ФИО руководителя: Елена Владимировна Яковлева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Усть-Илимский район

с. Подъеланка, 2015год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1 слайд: Участники семейного проекта: обучающаяся 4 класса Марина Шаманская, бабушка Иванова Галина Иосифовна.

Предметная область: межпредметный: Основы мировых религиозных культур, история.

Вид проекта: учебно-исследовательский с выходом на творческую работу.

Время работы: проект средней продолжительности (2 месяца).

2 слайд: Актуальность: В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при этом выяснилось, что значительная часть людей, даже причисляющих себя к верующим, имеет весьма смутные представления о крещении Руси, истории крещения князем Владимиром и как люди жили на Руси.

 

3 слайд: Цель проекта: раскрыть историческое и культурное значение важнейшего события в истории России – принятия христианства.

Задачи проекта:

  • Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси;
  • Рассмотреть события 988-989 г., связанные с принятием христианства князем Владимиром I Святославовичем;
  • Изучить проблему взаимоотношений Руси и Византии накануне и после крещения;
  • Выявить историко-культурное значение крещения Руси;
  • Выполнить творческую работу по данной теме.

Гипотеза: Каково значение Крещения Руси?

Описание работы:

  1. Подготовительный этап
  • Постановка цели и задач.
  • Предварительная работа по поиску и сбору информации (поиск информации в интернете; вопросы родителям, учителю; самостоятельное обдумывание; просмотр телевизора; работа в библиотеке с литературой).
  • Подготовка необходимого материала и оборудования для творческой работы (картон, пластилин, лак по дереву, фанера для рамки).
  • Работа с родителями (посещение храма в г.Усть-Илимске).
  1. Информационно-исследовательский этап

4 слайд: А) Выбор веры. Крещение Князя Владимира.

Несмотря на свои огромные размеры до Балтийского моря, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что она была языческой.

Но Князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов: как — то раз в июле не выпало, ни капли дождя; посевы начали засыхать; люди принесли в жертву языческим богам много юношей и девушек; дождя по-прежнему не было, посевы погибли; наступил страшный голод. Языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им человеческие жертвы. Древние славяне переставали верить в языческих богов.

Это первая причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь. Он хотел, чтобы Русь была признана другими государствами.

Вторая причина. Русь была раздроблена на княжества, а в то время на Русь очень часто нападали враги. Русь надо было объединить. Для этого нужна была новая вера. Владимир решает принять веру, но не знает какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.

При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий — иудейской, магометанской и христианской, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим.

Решив креститься, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на

Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его,

Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их

Сестру Анну ему в жены, угрожая в противном случае подступить к

Константинополю. Цари ответили, что если князь покрестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали

ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,

Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Так, в 988г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии.

5 слайд: Согласно «Повести временных лет», после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. Перуна велел привязать к лошадям и тащить до Днепра, поручив двенадцати мужам бить его по пути палками «не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». Под плач киевлян Перуна притащили на берег и столкнули в Днепр. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель.

6 слайд: После крещения Владимир стал совсем иным человеком, только и помышлял о Боге, о добрых делах, о спасение души. Он принял важное решение, чтобы сначала покрестились все киевляне.

На 1 картине триптиха мы показали, как происходило Крещение Великого князя в Херсоне. Священники размеренно совершают обряд крещения, княжеская рать следит за происходящим с любопытством, а знать выражает смиренность к свершившемуся историческому событию.

Б) Крещение киевлян.

7 слайд: В 988г. летом состоялось крещение киевлян, что послужило официальным началом христианизации Древней Руси.

Распространение христианства на Руси шло как путём убеждения, так и путём принуждения.

Архиереи и священники ходили по Киеву и крестили народ. Желающих было много, но были и такие, что не решались креститься. Чтобы прекратить это, великий князь послал оповестить по всему Киеву, чтобы назавтра все некрещеные шли к реке, а кто не пойдет, будет противником князю. Владимир вышел туда же с архиереями и священниками.

Тех, кто отказывался добровольно принять крещение, загоняли в реку силой.

После расправы над языческими кумирами князь объявил: «Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, знатный или раб, тот будет мне враг». Киевляне и стали говорить: «Если бы новая вера не была хороша, князь и бояре не приняли бы ее», и большинство киевлян не рискнули ослушаться князя, они пошли на другой день к Днепру. Те же, кто остался верен убеждениям предков, покинули город и укрылись в лесах.

Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и «хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели». Князь повелел также миссионерам отобрать у лучших людей детей для церковного обучения. Как отмечает летописец, когда их забирали у матерей, те «плакали о них, как о мертвых».

Так, на 2 части триптиха мы воссоздали события 1 августа 988 г., когда произошло массовое крещение киевлян. Огромное количество людей собралось у места впадения реки Почайны в Днепр. Все вошли в воду. Одни стоят в реке по шею, другие – по грудь, маленьких детей держат на руках. Священники на берегу читают молитвы и совершают обряд крещения. Видя это, обрадованный князь Владимир воздел руки к небу и говорит: «Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новых людей твоих и утверди в них православную веру».

Так и крестились киевляне. И была великая радость. Окрепло Русское государство.

В) Десятинная церковь в Киеве.

8 слайд: Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры. Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси спешили строить храмы.

Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где стоял Перун. Эта церковь была деревянная и по объёму о очень невелика (25 аршин в длину и 16 аршин с 10 вершками в ширину). В настоящее время на этом древнем остатке стоит Трёхсвятительская церковь, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно к северу в алтарном притворе.

Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора. Основанная в 989 г. с благословения митрополита Михаила, церковь эта строилась в продолжение семи лет мастерами, специально вызванными из Греции. В 996 г. когда храм Пресвятой Богородицы был окончен и освящен.

Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.

На 3 картине триптиха мы постарались изобразить вторую церковь, а именно Десятинную, построенную самим князем Владимиром.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.

9 слайд:

Г) Исторические последствия принятия христианства на Руси.

  • Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты.
  • Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
  • Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.
  • Принятие христианства способствовало расцвету культуры. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.

10 слайд: Рефлексия деятельности:

Мне очень понравилось работать над проектом. Часть моей проектной работы – это творческая работа. Вместе с бабушкой зимними вечерами мы трудились над картинами. А ещё мне понравилось искать материал в интернете и изучать разную литературу. Я поняла, что проект – это здорово!

Я много узнала о православии и о том, как оно пришло в нашу страну. Считаю, что знания, полученные в ходе проекта мне пригодятся в жизни.

11 слайд: Я горжусь, что Россия – это страна, в которой соседствуют множество религий. И в этой дружной семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, учимся и гордимся своей Родиной.

Результат проектной деятельности: Триптих «Крещение Руси», изготовленный в технике барельефа.

12 слайд: Презентация работы:

Свой проект я успешно защитила на уроке ОМРК в классе перед ребятами и родителями. Ребята с большим интересом слушали моё выступление и рассматривали триптих.

15 слайд: -Завершить своё выступление мы хотим стихотворением Владимира Кухаря «Крещение Руси», обращённое к подрастающему поколению, православным потомкам.

Сегодня – день Крещения Руси…

День православия, день божьей благодати.

Вздымая руки к небу: — Господи, спаси!

Через сомнения в душе… мы стелем гати…

 

Когда-то… князь Владимир свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России.

 

Во время смуты или тягостных годин

Колоколов церковных всем милее звуки…

Простолюдин по крови ты, иль – дворянин,

Нательный крестик помогал ослабить муки.

 

Руси защитникам: солдату, офицеру,

Лишь звуки музыки послышатся едва…

Текст – «…за Царя, за Родину, за Веру…»

Не просто громкие, — священные слова.

 

Храня историю, той… Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки…

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут… православные потомки…

14 слайд: Список использованной литературы

Беглов А.Л. «Основы мировых религиозных культур», М.: Просвещение, 2012г.

Как была крещена Русь. Сборник, 2-е изд. М., Политиздат, 1989.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.,1991.

Литаврин Г.Г. Культурные связи Древней Руси и Византии в X-XII вв. М., 1974.

Любимов Л. «Искусство Древней Руси», М., «Просвещение»,1974.

Репродукция картины В.М. Васнецова «Крещение Князя Владимира»

Репродукция картины К. Лебедева «Крещение киевлян»

Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: учебно-методическое Пособие. М.,ТЦ «Сфера», 2000.