Исследовательская работа «Агротехника выращивания моркови»

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Агротехника выращивания моркови

Автор: Шаманский Кирилл Александрович,

учащийся 4 класса МКОУ «Подъеланская СОШ» с. Подъеланка

Руководитель: Яковлева Елена Владимировна, учитель начальных классов

МКОУ «Подъеланская СОШ», с. Подъеланка

г. Усть-Илимск 2018 г.

Содержание

Ведение………………………………………………………….…………3-4

Глава 1. Их величество морковь

1.1. История культуры…………………………………..…….……………5

1.2. Биологическое описание……………………………..….…………….5

1.3. Витаминная палитра………………………………..…………..……6-7

1.4. Агротехника выращивания………………………..………….……..7-8

Выводы к 1 главе…………………………………………………………….9

Глава 2. Экспериментальная часть работы.

Различные способы посева семян моркови.

2.1. Схема опыта………………………………………………………..……9

2.2. План работы по проведению опыта………………………………..…10

2.3. Наблюдение за ростом и развитием моркови…………………..……10

2.4. Уборка и учет урожая……………………….…………………………10

Вывод к 2 главе……………………………………….…………………….10

Заключение…………………………………………………………………10

Список литературы…..…………………..…………………….…………11

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………….12

Приложение 2 ……………………………………………………………13-14

Приложение 3……………………………………………………………….15

Приложение 4……………………………………………………………….16

Введение

Морковь используется человеком около 4000 лет. Родина моркови -Передняя и Средняя Азия. Впервые о моркови как о культурном растении упоминает Гиппократ. Древние греки называли ее «даукус» — жгучая (из-за вкуса семян). Корнеплоды ее потребляли в пищу. Греческие врачи применяли их, а также семена моркови при лечении кашля, хрипоты и туберкулеза легких. Мы заинтересовались этой культурой и решили провести исследования.

Тема исследования: 1 год — Влияние различных способов посева семян моркови на урожай. 2 год —Выведение семян моркови на своём опытном участке.

Цель исследования: 1 год-используя различные варианты опыта по посеву семян моркови, выяснить зависимость между способом посева и урожайностью; 2 год – попытаться вывести свои семена из выращенной моркови.

Задачи нашего исследования:

  1. Изучить литературу по выращиванию моркови.
  2. Провести опыт на отведённом участке на домашнем огороде.
  3. Наблюдать за ростом и развитием объекта исследования и проводить агротехнические мероприятия.
  4. Провести количественный учет урожая.
  5. Попробовать вывести свои семена.

Объектом исследования является двухлетнее растение семейства зонтичные морковь двух сортов: «Детская» и «Ярославна» в семенах и на лентах.

Предметом нашего исследования является различный способ посева семян моркови.

Мы выдвигаем рабочую гипотезу: урожайность моркови будет выше, если:

— посеять семена моркови с шириной междурядий 9 см;

— провести прореживание всходов;

— обязательно рыхление и полив;

— сеять свои выведенные семена.

Проблема: морковь является самой распространенной культурой на огороде и требует тщательного ухода. Поэтому каждый огородник заинтересован в получении более высокого урожая при минимальных затратах сил, средств и т.д. Проведя наши исследования, мы надеемся своими рекомендациями оказать помощь всем, кто занимается выращиванием этой культуры.

Глава 1. Их величество морковь

1.1. История культуры

В XIV веке морковь появилась и на Руси, сначала в южных районах, а затем и в более северных. Ее высоко оценили не только, как продукт питания, но и как целебное растение в народной медицине при лечении ран, ожогов, болезней глаз, почек, плеврита и других заболеваний. <<В моркови больше крови>> так говорили в народе. Ее называли рыжая красавица. Существует легенда о маленьких лесных человечках, гномах. Если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота, говорили, что гномы ночью съедали морковь и щедро награждали за любимою еду. В настоящее время оранжево-красную морковь разводят во многих странах мира. У нас ее возделывают повсеместно. Российские ученые-селекционеры ведут большую плодотворную работу по улучшению старинных сортов моркови Нантская, Парижская каротель, Шантанэ и выведению новых. Ими созданы новые сорта моркови Несравненная, лосиноостровская13, Московская зимняя А-515, Витаминная 6, Нантская 14 и другие.

1.2. Биологическое описание

Морковь — двулетнее растение. Это значит, что в впервые год из семени образуется розетка зеленых листьев и сочный корень, в котором накапливаются питательные вещества. Если корень посадить следующей весной. Он выбросит цветоносные побеги. От ветки, как спицы зонтика. Во все стороны расходятся цветоножки. Отсюда название семейства — зонтичные. Листья сильнорассеченные, почти треугольной формы, чаще опушенные или голые, с длинным черешком.

Цветоносный побег образуется на втором году жизни- высокий, ветвистый, чаще ребристый.

Корень стержневой веретеновидный, сильно утолщенный.

Соцветие- сложный зонтик, с большим числом зонтиков, с 15-20 полым цветками, окрашенными в белый, кремовый или розовый цвет.

Тычинок, чередующихся с лепестками, пять. Опыление перекрестное.

Корнеплоды цилиндрической, конусовидной, овальной или почти округлой формы. Семена мелкие, плоскоэллипсовидные или продолговатые, ребристые. Окраска корнеплодов может быть красно- оранжевой, желтой, кроваво-красной, фиолетовой, белой и зависит от наличия тех или иных пигментов.

Одна из основных особенностей биологии моркови — тугоспелость в начале развития. При благоприятных условиях температуры и влажности всходы появляются на 12-14 день, а в засушливою погоду до появления всходов проходит 20-25 дней.

1.3. Витаминная палитра

В моркови находится большое количество различных витаминов и минералов.

Витамин А необходим для нормальной деятельности многих органов, в частности нервной системы, зрения, печени, кровеносной системы.

Витамин Е — важный фактор в деятельности многих органов: нервно-мышечной системы, печени, органов зрения, кровообращения.

Витамин В1 — считается противоневротическим фактором, оказывает разнообразное действие на многие процессы в организме, улучшает переваривание и усвоение пищи.

Витамин В2 — выполняет существенную роль в синтезе белка и жиров, благоприятствует нормальной работе желудочно- кишечного тракта. Печени, зрения, является важным компонентом в процессе кроветворения, влияет на рост и развитие плода. В сутки человек должен потреблять 2,5-3,5мг. Витамина В2.

Витамин В6 — особенно важен для нормализации процессов обмена белков и жиров, повышения устойчивости организма к инфекционным заболеваниям. Недостаток витамина В6 приводит к ухудшению аппетита.

Витамин К1 — играет важную роль в обеспечение нормального процесса свертывания крови и необходим для образования протромбина в печени, способствует усилению перистальтики желудка и кишечника.

Витамин РР — принимает участие в окислительно – восстановительных процессах в организме, входит в состав важных ферментов.

Витамин С— один из наиболее важных. Он принимает участие в работе многих органов, в частности в поддержании нормальной функции сердечно- сосудистой системы и печени.

Минеральные соли — имеют весьма существенное значение для организма. Они содержатся в большом количестве в различных овощах. Эти вещества играют важную роль в нормальном питании человека. Они улучшают пищеварение, обмен веществ, сердечно- сосудистую деятельность и активно влияют на другие процессы. Человек должен потреблять в виде минеральных солей около 13-15 химических элементов. Особенно важную роль играют некоторые минеральные соли, в состав которых входят калий, магний, железо, йод, кальций, фосфор и др.

Калий — участвует во многих процессах. В частности, способствует улучшению обмена веществ и выведению избыточного количества жидкости из организма. Человек должен потреблять в сутки 3 г. Калия.

1.4. Агротехника выращивания моркови

Выращивание семян

Морковь двулетняя культура. Для получения семян в первый год жизни выращивают маточные корнеплоды, зимой сохраняют их в хранилищах, а весной на второй год жизни высаживают в открытый грунт.

Из маточных корнеплодов берут лучшие растения первого года жизни: только те, которые по внешнему виду строго соответствуют сорту, здоровые и без дефектов.

Для посадки семенников отводят плодородные почвы с нейтральной и слабокислой реакцией почвенного раствора. Расстояние между растениями 60-70см. На 10 размещают 30-35 растений моркови.

Семена созревают в конце августа — начале сентября. К уборке приступают, когда семена в зонтиках будут иметь светло- желтую окраску. Соцветия вяжут в снопики, развешивают в хорошо проветриваемых помещениях, высушивают до воздушно — сухого состояния и обмолачивают.

Семена сохраняют всхожесть 7-8 лет.

Подготовка участка

Морковь может сеять как весной, так и поздней осенью. Весной в первой декаде мая. Срок посева под зиму-15-20 ноября. Почву готовят в сентябре. Участок перекапывают на глубину штыка лопаты и делают гряды. На 1 гряды равномерно вносят известь -100г, суперфосфат- 20г, сульфат калия-20г. Весной почву перекапывают на 2/3 штыка лопаты.

Подготовка семян и посев

Семена замачивают в воде или растворе микроэлементов (на 1л воды — по 1г марганцовокислого калия и борной кислоты, 2г медного купороса). Время обработки -24 часа. Затем влажные семена 2-3 дня держат дома – идет процесс набухания семян. Перед посевом их просушивают до сыпучего состояния. Этот прием позволяет повысить энергию прорастания семян. Глубина посева на песчаных, супесчаных, легкосуглинистых почвах-2,5см, на торфяниках-3см (заделка семян мельче 2 см недопустима).

Уход за растениями и уборка корнеплодов

После появления всходов проводят рыхление междурядий, прополку в рядках, подкормку, полив и прореживание.

После образования 2-3 настоящих листьев растения подкармливают, если они слабые. Для этого используют раствор птичьего помета(1:10) или навозной жижи (1:5). Через 2-3 недели опять вносят удобрения — сухие или в виде раствора.

Убирать урожай моркови лучше, когда температура почвы и воздуха устанавливается ниже 8-10 градусов С и заканчивается вегетация растений.

Следует учитывать, что корнеплоды моркови не выдерживают заморозки ниже минус 2 градусов С. Уборочный период обычно заканчивается 25 сентября-5 октября.

Выкапывают морковь садовыми вилами, сразу же обрезают листья, потому что, оставленные даже на несколько часов, они вызывают вялость всего корнеплода.

Выводы к 1 главе

1. Морковь древняя культура, используемая человеком давно, а в России с XIV века.

2. В моркови находится большое количество витаминов и минералов и в этом заключается ее ценность как лекарственного средства.

3. Морковь двулетнее растение семейства зонтичные.

4. Как любая овощная культура требует соблюдения определенных агротехнических приемов выращивания.

Глава 2. Экспериментальная часть работы.

Различные способы посева семян моркови

Все овощеводы заинтересованы в получении высокого урожая. Изучив литературу о моркови, агротехнических мероприятиях по выращиванию и уходу за этой культурой, мы решили провести эксперимент, используя различные методы исследования: визуальный (наблюдение), сравнительный анализ по вариантам опыта, учет урожая и выяснить какой способ посева моркови эффективнее.

2.1. Схема опыта.

1. Контроль – Общая площадь отведённого участка 4 м2. Подготовка подсыпного материала: перегнившие опилки, перегной, земля с грядки.

2. Опыт №1 — ширина междурядий 9 см. Посадка на лентах и семенами. Подсыпка разными материалами.

3. Опыт №2 — ширина междурядий 6 см. Посадка на лентах и семенами. Подсыпка разными материалами.

Сорта моркови были использованы «Детская» и «Ярославна».

2.2. План работы по проведению опыта

(Приложение №1)

2.3. Наблюдение за ростом и развитием моркови

(Приложение №2)

2.4. Уборка и учет урожая

(Приложение №3)

Выводы к главе II

  1. Наиболее оптимальный вариант междурядий 9 см.
  2. Первые всходы дают обычные семена.
  3. Лучшая присыпка семян – перегноем на высоту 2 см.
  4. Растения с добавлением перегноя в почву растут заметно быстрее.
  5. Рыхление почвы и своевременный полив обязательны, т.к. эти агротехнические приёмы способствует активному росту и развитию корнеплодов.

2.5. Выращивание семян (весна-осень 2017)

Подготовительный этап

Семена моркови можно получить только с растений второго года, поэтому подготовку следует начинать ещё в предыдущем сезоне.

Для начала при уборке витаминного урожая необходимо отобрать самые крупные и качественные корнеплоды, в полной мере обладающие всеми достоинствами сорта.

Морковь, отобранная для получения семян, должна не только обладать правильной формой, цветом и размером, но и быть абсолютно здоровой, не иметь механических повреждений. Особенно важно обратить внимание на шейку и головку плода при удалении ботвы.

Хранить семенную морковь необходимо отдельно от остального урожая, выбрав для этого прохладный, но непромерзающий подвал или погреб. Лучше всего корнеплоды чувствуют себя в яме с влажным песком.

Когда и как сажать морковь на семена

Основной этап получения семян наступает уже в следующем сезоне. Чтобы отобрать качественный посадочный материал, необходимо правильно посадить корнеплод.

При посадке моркови первого года не обращают особого внимания на возможность ночных заморозков и среднесуточные температуры. Однако семенная морковь любит тепло и влажность, поэтому с её высадкой следует повременить до наступления стабильно положительных температур.

Ещё одно важное условие посадки – выбор правильной фазы луны. Это ночное светило должно обязательно расти.

Когда все природные условия соблюдены, можно приступать к посадке. Для этого в подготовленной (взрыхлённой и удобренной) грядке необходимо выкопать лунку, глубина которой соответствует длине корнеплода.

Ямку хорошо полейте тёплой водой. Когда основная влага впитается, поместите в лунку морковь, присыпьте почвой и как следует обомните. «Плечики» корнеплода должны оказаться вровень с поверхностью грядки.

После посадки морковь следует снова полить.

Если ваша семенная морковь проросла ещё в погребе, это не повлияет на её дальнейший рост, поэтому смело сажайте зазеленившийся семенник.

Как правильно ухаживать за корнеплодом

Правильная посадка ещё только половина дела. Залог окончательного успеха заключён в тщательном уходе за растением.

Для повышения качества семян закустившийся семенник необходимо полить известковым молочком. Это следует проделать спустя примерно пару недель после посадки.

Не забывайте периодически поливать, рыхлить и пропалывать грядку.

Примерно через два месяца семенник образует центральный стебель с соцветием-зонтиком, в котором будут зреть самые качественные семена. Боковые побеги для этого непригодны.

Чтобы получить вызревшие семена, необходимо дождаться окончания цветения и формирования семян. Они полностью готовы в тот момент, когда зонтик становится тёмно-бежевым и сворачивается.

Как собрать и обработать семена

Созревшие семена необходимо снять, обрезав сразу всё соцветие и часть стебля (около 20 см).

В таком виде посадочный материал просушивают, развесив под навесом связанные в пучки зонтики.

Чтобы созревающие семена не разлетелись от ветра, подсохшие пучки обвязывают марлей или другой тонкой тканью. Можно использовать бумажные кулёчки.

После окончательной просушки семена отделяют от соцветий, перетирая последние руками над подносом или любой другой широкой посудой.

Особенно ценны семена, образовавшиеся по краю зонтика. Они самые зрелые и крупные.

Отделить полностью вызревшие семена можно с помощью воды. Они всегда опускаются на дно, тогда как некачественный семенной материал оказывается на поверхности.

Одновременно с этим промывание позволяет удалить весь посторонний мусор, который сливают вместе с верхним слоем воды.

Отсортированные и очищенные семена, рассыпав на ткани или бумаге, окончательно просушивают, периодически перемешивая. Нельзя использовать для сушки активное тепло (духовой шкаф, печь или сушилку).

Грамотное хранение семян

Для того чтобы семена не утратили своих качеств, их необходимо правильно хранить.

Подберите такую тару, в которой к семенному материалу будет обеспечен доступ воздуха. Обычно в этих целях используют бумажные или холщовые мешочки, картонные коробочки.

Наиболее подходящей температурой для хранения будет интервал от 10 до 15° С, но возможно держать посадочный материал в домашних условиях.

Основной враг семян – повышенная влажность, при которой они могут досрочно прорасти или заплесневеть. Это следует учитывать при выборе места хранения.

Нежелательны резкие колебания температуры воздуха в помещении, так как они способствуют выпадению конденсата.

При соблюдении всех условий семена моркови сохраняют отличную всхожесть даже после трёх, а иногда и четырёх лет хранения. Однако самый первоклассный посадочный материал имеет возраст не старше двух лет.

(Приложение №4)

Заключение

В древнем Риме поэты в честь моркови слагали оды, писатели создавали обширные трактаты, повара готовили из нее вкусные блюда, а врачи использовали в лечебных целях. Вот о такой чудесной культуре мы узнали много нового, а именно:

1) изучили разнообразную литературу;

2) провели эксперимент, выявили наилучший способ посева семян моркови и изучили агротехнику возделывания;

3) провели эксперимент по выведению семян моркови в домашних условиях.

Предлагаем начинающим овощеводам свои рекомендации.

1 рекомендация.

Урожай моркови будет выше, если сеять морковь обычными семенами, а не на лентах, присыпать бороздки перегноем а не перегнившими опилками, чаще проводить рыхление, прореживание и соблюдать наиболее оптимальный вариант междурядий – 9см.

2 рекомендация.

Если вы желаете не тратить деньги на семена моркови, а также посеять наиболее качественные по всхожести семена или сохранить полюбившийся сорт, тогда смело можно выводить семена из года в год в домашних условиях, соблюдая определённую агротехнику. Поверьте – это не сложно!

Задачи исследования выполнены.

Список литературы

1. Анастасия Артемова. Морковь исцеляющая и омолаживающая. Москва-Санкт-Петербург, 2011.

2. Бексеев Ш. Овощные культуры мира. Энциклопедия огородничества. — СПб., 1998.

3. Боровой Б.М. Аптека на грядке. Лениздат, 1998.

4. Ваш огород. Составитель О.И.Тарасенко. Смоленск, 1995.

5. Папорков М.А, Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М.: «Просвещение», 1980.

6. Стрижев А. Рассказы об овощах. М.,1985.

7. Уокер Н. Лечение сырыми овощными соками. Запорожье,1991.

8. Целебная вегетарианская кухня. Под ред. Г. И. Молчанова. М.,1992.

Приложения

Приложение №1

Наименование работы Как выполнять Срок выполнения
1. Подготовка почвы Поверхность почвы, вспаханной с осени забороновать, внести 4-5 кг перегноя, почву перекопать на глубину 20-25 см, забороновать. 3 июня 2016г.
2. Посев Посеять семена на глубину 2см, расстояние между рядами 9,6 см 6 июня 2016г.
3. Прополка и рыхление Когда появляется всходы моркови вручную полоть сорняки. Рыхлить мелко, не повреждая рядков посева.

В дальнейшем прополку и рыхление проводить через каждые две недели, до смыкания ботвы. Не допуская образования корки

18.06; 22.06

24.06; 26.07

20.08

4. Прореживание После появления первого настоящего листочка оставить по одному лучшему растению на расстоянии 2-3 см друг от друга 30 июня
5. Полив Поливать по вечерам, распылитель лейки держать близко к почве.
6. Уборка урожая Убирать в сухую погоду. С корнеплодов удалить землю легким постукиванием. Ботву обрезать в уровень с головкой корнеплода. Корнеплоды убрать в подвал для хранения. 20 сентября 2016г.

Приложение №2

Участки на грядке Посев Появление всходов Прополка Измерение роста Длина корнеплода Средняя масса корне плода Уборка урожая
Участок №1

«Детская» на ленте

06.06.16

Расст. м/бор.–

9 см.

Присып.- опилками перег.

22.06 24.06

04.07

20.08

03.07 –

4 см.

17.07 –

13 см.

13см 100гр. 20.09

Итого:

2 кг.

Участок №2

«Детская» семенами

06.06.16

Расст. м/бор.–

6 см.

Присып.- перегноем

18.06 24.06

04.07

20.08

03.07 –

9 см.

17.07 –

24 см.

20 см 300гр. 20.09

Итого:

4 кг.

Участок №3

«Ярославна» на ленте

06.06.16

Расст. м/бор.–

9 см.

Присып.- землёй с грядки

18.06 24.06

04.07

20.08

03.07 –

7 см.

17.07 –

16 см.

11см 90 гр. 20.09

Итого:

1 кг. 700гр.

Участок №4

«Ярославна» семенами

06.06.16

Расст. м/бор.–

6 см.

Присып.- перегн.опил.

22.06 24.06

04.07

20.08

03.07 –

4 см.

17.07 –

12 см.

10 см 80 гр. 20.09

Итого:

1 кг.

Приложение №3

Вариант опыта на делянке Урожай с делянки Качество урожая
1 участок (междурядье 9 см.) – присыпка перегнившими опилками 2 кг Корнеплоды средние.
2 участок (междурядье 6 см.) — присыпка перегнившим навозом (перегноем) 4 кг Корнеплоды крупные, здоровые
3 участок (междурядье 9 см.) — присыпка обычной землёй с грядки 1,7 кг Корнеплоды средние, попадались жёлтого цвета
4. участок (междурядье 6 см.) — присыпка перегнившими опилками 1 кг. Корнеплоды мелкие, корявые.

 

Приложение №4

Посадка сорта «Детская», уход, сбор семени – лето-осень 2017 года.

Мероприятие

Дата

Наблюдения

Посадка

31 мая 2017 г.

Посадил 10 отборных корнеплодов моркови в землю на глубину 10 см.

Полив

3 июня 2017г.

Естественный полив (дождь).

Всходы

10 июня 2017г.

Взошло только 5 корнеплодов

Прополка

23 июня 2017г.

Морковь хорошо растёт, кустисто. Из 1 морковки растёт несколько стеблей.

Цветение

20 июля 2017г.

Зацвело только 2 кустика. Кусты высокие. Подвязка к колышкам, чтобы не сломал ветер. Много насекомых прилетает и опыляет цветы.

Образование соцветия в виде зонтика

11 августа 2017г.

14 августа 2017г.

Появился зонтик у 1 куста

Появился зонтик у 2 куста

Образование семян

15 сентября 2017г.

20 сентября 2017г.

Семена зелёные, расположены плотно друг к другу. Небольшие заморозки не влияют на созревание семян. Зонтики постепенно становятся бурого цвета и сворачиваются.

Сбор семян

03 октября 2017г.

Семена собрал путём отщипывания вместе с зонтиком.

Просушивание

03 – 06 октября 2017г.

Семена просыхали на тряпочке. После просушки, размял, убрал шипы и отобрал семя.

Отбор семян

06 октября 2017г.

Все семена опустил в стакан с водой. Спелые семена опустились на дно. Их собрал, просушил и убрал в бумажный пакетик на хранение до весны.

 

19.04.018г. Открытый урок по теме «Путешествие в мир информации»в рамках районного семинара

ОТКРЫТЫЙ УРОК (Слайд 1)

Тема: Путешествие в мир информации

Дата проведения: 19 апреля 2018г.

Класс: начальная школа (1-4 классы)

Предмет: интеграция внеурочной и урочной деятельности («В мире книг», технология, ИЗО)

Оборудование: листы белой бумаги, ножницы, цветные карандаши, раздаточный материал, проектор, экран, компьютер.

Цель урока: Научить работать с различными видами информации.

Задачи: 1) учить осуществлять поиск информации;

2) развивать навыки работы с информацией (фиксировать, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать и преобразовывать);

3) формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений

Прогнозируемый результат: обучающиеся овладеют элементарными навыками работы с информацией, представленной на слух и в наглядно-символической форме, т.е. осмысленная работа с текстом.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный

(Слайд 2) Е.В.:- Здравствуйте, ребята!

Я.С.:-Мы рады встрече с вами!

2 этап. Мотивация учебной деятельности. Знакомство с темой урока.

-Закройте все, пожалуйста, глаза и постарайтесь максимально расслабиться.

(Слайд 3)шум морского прибоя. (кепки надеть)

-Возвращаемся в класс. (Слайд 4) Какие картины возникли в вашем воображении?

-Как вы думаете, где мы очутились? (на берегу моря)

-Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие, а куда, вы узнаете из темы урока. Прочтите на доске.

-Тема урока: Путешествие в мир информации. ( на доске)

3 этап. Произведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.

Е.В.:-Ребята, сегодня занятие внеурочной деятельности «В мире книг» пройдёт у нас совместно с уроками ИЗО и технологии.

Я.С.-Вы готовы к нашей совместной деятельности? Тогда в путь! ((Слайд 5)Гудок!)

-Ребята, на уроках технологии мы с вами знакомились с техникой оригами.

-Кто вспомнит, что означает это слово? (…)

-Давайте заглянем в словарь и проверим. (Слайд 6)Приведите примеры.

Я.С.РАССКАЗ: (Слайд 7) Оригами принято считать старинным японским искусством. На самом же деле оригами в том виде, в каком мы его сейчас знаем, зародилось в Америке в квартире Лилиан Оппенгеймер. Складывать фигурки из бумаги она начала тогда, когда её дочь лежала в больнице. Это увлечение стало призванием её жизни.

4 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания по работе с информацией)

Е.В.:-А сейчас я предлагаю сесть поудобнее и послушать интересную сказку (Слайд 8)о капитане по мотивам истории Лилиан Оппенгеймер.

(Слайд 9)-Давным-давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию, любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах – обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и читать книги.

-Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил читать?

-Это лишь предположения…

А по данной модели вы сможете дать точный ответ? (показываю модель обложки)

-Тогда я вам предлагаю воспользоваться подсказкой-схемой моделирования обложки и ответить на поставленный вопрос. (Слайд 10)

-Молодцы!

-Продолжаем сказку…

-Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. (Слайд 11)Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье он уже изучил. Где же добывать новую информацию? (Слайд 12)Вдали у самого горизонта виднелся белый корабль.

Я.С.:-Ребята, давайте попробуем вместе смастерить корабль. Кто напомнит, какую технику мы будем использовать? Перед вами на столе белый лист бумаги, начинаем работу. Работа по показу

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap00.gif

-Поставьте перед собой кораблик и полюбуйтесь на него.

Е.В.:- (Слайд 13) «Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны новых знаний.

Я.С.:-А сейчас, наш кораблик превратится в шапку капитана.

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap01.gif http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap03.gif(Слайд 14)

— Примерьте шапки, юные капитаны!

Е.В.:-Но, чтобы стать отважным капитаном, одной шапки недостаточно. (Слайд 15) Перед вами «Азбука Морзе». (можно открыть Портфель читателя). Перед вами закодированная информация! Ваша задача её декодировать, т.е. расшифровать.

-Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 16) ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД

-Молодцы!

Е.В.-Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик. А не стать ли мне пожарником? (Слайд 17)

Я.С.:-Продолжаем мастерить. И на этот раз каску пожарника. Уголок отворачиваем вверх… Примерим…

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap04.gif http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap05.gif(Слайд 18)

Е.В.: -Работая пожарником я буду смелым и решительным. Я стану спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты. Но пожарному часто приходится спешить на пожар. Нужно хорошо ориентироваться внутри больших зданий.

Я.С.:- Перед вами План эвакуации при пожаре из здания нашей школы. (Слайд 19) Ваша задача: найти пожарный выход, который ближе всего сейчас находятся к нам, к этому кабинету и отметить его галочкой.

-Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.

Е.В.:-Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да и лестницы такие высокие. Ну нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше всего быть полицейским. (Слайд 20)

-Продолжаем работать с бумагой. Отворачиваем второй уголок вверх…

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap06.gif http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap07.gif(Слайд 21)

-Вот у нас вышла кепка полицейского. Примерьте её…

Е.В.:-Но полицейским часто приходится составлять фоторобот подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот».

Внимание, задание. Сейчас перед вами появится текст. Его надо прочесть только один раз, затем необходимо нарисовать портрет героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали. Вы готовы? (Слайд 22)

Пример текста: Пеппи – маленькая рыжая веснушчатая девочка с косичками. Одну ногу Пеппи украшает чёрный чулок, а другую – коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье она нашила чёрный клочок. (Слайд 23)

Я.С.- Ребята, а сейчас вам понадобятся знания с уроков ИЗО. Возьмите цветные карандаши и заготовку на листе.

-Давайте проверим, кто оказался самым внимательным полицейским и составил верный фоторобот. Сравните с образцом на выставке. (Слайд 24).

Е.В.:-«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», — продолжал размышлять наш герой. Нет полицейским быть не хочу. (Слайд 25)

Я.С.:-Ребята, предположите, что можно получить из шапки полицейского?…

-А сейчас я вам продемонстрирую кое-что..(показ) Моя шапка превратилась в кораблик. (Слайд 26)Повторите за мной…

-Внимание! Внимание! Посмотрите по сторонам. Что вы видите?…

-Ну как ничего? Да ведь наш корабль проплывает мимо необитаемого острова. (Слайд 27)-Давайте поприветствуем жителей этого острова. (встали, стулья задвинули) физкультминутка.

(Слайд 28) ШТОРМ

Е.В.:- Вдруг по небу пронеслись чёрные облака, море закипело. Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму.

Я.С.-Возьмите ножницы. Срезаем уголок у лодки.

Е.В.:-Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна накрыла его целиком, и он потерял нос.

Я.С.:- Срезаем второй уголок.

Е.В.:-Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну.

Я.С.:-Срезаем верх корабля.

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap10.gif(Слайд 29)

Е.В.:-Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила что-то на берег.

Я.С.:-Ребята, давайте развернём модель. Что это, как вы думаете? …(Слайд 30)

http://www.origami.ru/lab_i/atch/cap11.gif

-Как бы вы её раскрасили?

-А вам интересно узнать, чем закончится наше путешествие? Тогда слушаем…

Е.В.:-Мальчик нагнулся и поднял тельняшку капитана корабля. (Слайд 31) Мальчик прижал ее к себе и решил: «Все-таки я стану капитаном! Я хочу, чтобы корабли никогда не тонули!»

Я.С.:-Добавьте к данной модели графическую информацию, т.е. дорисуйте тельняшку.

-После занятия свои работы оформите, пожалуйста, на выставку.

5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

-Вот и закончилось наше путешествие в мир информации. Как хорошо, что сказки хорошо кончаются!

Е.В.: -Давайте дружно встанем. (Слайд 32) Мы предлагаем вам показать своё отношение к сегодняшнему занятию при помощи морской семафорной азбуки.

 

(Слайд 33) Спасибо за урок!