ОТКРЫТЫЙ УРОК (Слайд 1)
Тема: Путешествие в мир информации
Дата проведения: 19 апреля 2018г.
Класс: начальная школа (1-4 классы)
Предмет: интеграция внеурочной и урочной деятельности («В мире книг», технология, ИЗО)
Оборудование: листы белой бумаги, ножницы, цветные карандаши, раздаточный материал, проектор, экран, компьютер.
Цель урока: Научить работать с различными видами информации.
Задачи: 1) учить осуществлять поиск информации;
2) развивать навыки работы с информацией (фиксировать, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать и преобразовывать);
3) формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Прогнозируемый результат: обучающиеся овладеют элементарными навыками работы с информацией, представленной на слух и в наглядно-символической форме, т.е. осмысленная работа с текстом.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный
(Слайд 2) Е.В.:- Здравствуйте, ребята!
Я.С.:-Мы рады встрече с вами!
2 этап. Мотивация учебной деятельности. Знакомство с темой урока.
-Закройте все, пожалуйста, глаза и постарайтесь максимально расслабиться.
(Слайд 3)шум морского прибоя. (кепки надеть)
-Возвращаемся в класс. (Слайд 4) Какие картины возникли в вашем воображении?
-Как вы думаете, где мы очутились? (на берегу моря)
-Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие, а куда, вы узнаете из темы урока. Прочтите на доске.
-Тема урока: Путешествие в мир информации. ( на доске)
3 этап. Произведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.
Е.В.:-Ребята, сегодня занятие внеурочной деятельности «В мире книг» пройдёт у нас совместно с уроками ИЗО и технологии.
Я.С.-Вы готовы к нашей совместной деятельности? Тогда в путь! ((Слайд 5)Гудок!)
-Ребята, на уроках технологии мы с вами знакомились с техникой оригами.
-Кто вспомнит, что означает это слово? (…)
-Давайте заглянем в словарь и проверим. (Слайд 6)Приведите примеры.
Я.С.РАССКАЗ: (Слайд 7) Оригами принято считать старинным японским искусством. На самом же деле оригами в том виде, в каком мы его сейчас знаем, зародилось в Америке в квартире Лилиан Оппенгеймер. Складывать фигурки из бумаги она начала тогда, когда её дочь лежала в больнице. Это увлечение стало призванием её жизни.
4 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания по работе с информацией)
Е.В.:-А сейчас я предлагаю сесть поудобнее и послушать интересную сказку (Слайд 8)о капитане по мотивам истории Лилиан Оппенгеймер.
(Слайд 9)-Давным-давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию, любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах – обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и читать книги.
-Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил читать?
-Это лишь предположения…
—А по данной модели вы сможете дать точный ответ? (показываю модель обложки)
-Тогда я вам предлагаю воспользоваться подсказкой-схемой моделирования обложки и ответить на поставленный вопрос. (Слайд 10)
-Молодцы!
-Продолжаем сказку…
-Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. (Слайд 11)Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье он уже изучил. Где же добывать новую информацию? (Слайд 12)Вдали у самого горизонта виднелся белый корабль.
Я.С.:-Ребята, давайте попробуем вместе смастерить корабль. Кто напомнит, какую технику мы будем использовать? Перед вами на столе белый лист бумаги, начинаем работу. Работа по показу
-Поставьте перед собой кораблик и полюбуйтесь на него.
Е.В.:- (Слайд 13) «Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны новых знаний.
Я.С.:-А сейчас, наш кораблик превратится в шапку капитана.
(Слайд 14)
— Примерьте шапки, юные капитаны!
Е.В.:-Но, чтобы стать отважным капитаном, одной шапки недостаточно. (Слайд 15) Перед вами «Азбука Морзе». (можно открыть Портфель читателя). Перед вами закодированная информация! Ваша задача её декодировать, т.е. расшифровать.
-Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд 16) ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД
-Молодцы!
Е.В.-Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик. А не стать ли мне пожарником? (Слайд 17)
Я.С.:-Продолжаем мастерить. И на этот раз каску пожарника. Уголок отворачиваем вверх… Примерим…
(Слайд 18)
Е.В.: -Работая пожарником я буду смелым и решительным. Я стану спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты. Но пожарному часто приходится спешить на пожар. Нужно хорошо ориентироваться внутри больших зданий.
Я.С.:- Перед вами План эвакуации при пожаре из здания нашей школы. (Слайд 19) Ваша задача: найти пожарный выход, который ближе всего сейчас находятся к нам, к этому кабинету и отметить его галочкой.
-Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.
Е.В.:-Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да и лестницы такие высокие. Ну нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше всего быть полицейским. (Слайд 20)
-Продолжаем работать с бумагой. Отворачиваем второй уголок вверх…
(Слайд 21)
-Вот у нас вышла кепка полицейского. Примерьте её…
Е.В.:-Но полицейским часто приходится составлять фоторобот подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот».
Внимание, задание. Сейчас перед вами появится текст. Его надо прочесть только один раз, затем необходимо нарисовать портрет героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали. Вы готовы? (Слайд 22)
Пример текста: Пеппи – маленькая рыжая веснушчатая девочка с косичками. Одну ногу Пеппи украшает чёрный чулок, а другую – коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье она нашила чёрный клочок. (Слайд 23)
Я.С.- Ребята, а сейчас вам понадобятся знания с уроков ИЗО. Возьмите цветные карандаши и заготовку на листе.
-Давайте проверим, кто оказался самым внимательным полицейским и составил верный фоторобот. Сравните с образцом на выставке. (Слайд 24).
Е.В.:-«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», — продолжал размышлять наш герой. Нет полицейским быть не хочу. (Слайд 25)
Я.С.:-Ребята, предположите, что можно получить из шапки полицейского?…
-А сейчас я вам продемонстрирую кое-что..(показ) Моя шапка превратилась в кораблик. (Слайд 26)Повторите за мной…
-Внимание! Внимание! Посмотрите по сторонам. Что вы видите?…
-Ну как ничего? Да ведь наш корабль проплывает мимо необитаемого острова. (Слайд 27)-Давайте поприветствуем жителей этого острова. (встали, стулья задвинули) физкультминутка.
(Слайд 28) ШТОРМ
Е.В.:- Вдруг по небу пронеслись чёрные облака, море закипело. Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму.
Я.С.-Возьмите ножницы. Срезаем уголок у лодки.
Е.В.:-Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна накрыла его целиком, и он потерял нос.
Я.С.:- Срезаем второй уголок.
Е.В.:-Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну.
Я.С.:-Срезаем верх корабля.
(Слайд 29)
Е.В.:-Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила что-то на берег.
Я.С.:-Ребята, давайте развернём модель. Что это, как вы думаете? …(Слайд 30)
-Как бы вы её раскрасили?
-А вам интересно узнать, чем закончится наше путешествие? Тогда слушаем…
Е.В.:-Мальчик нагнулся и поднял тельняшку капитана корабля. (Слайд 31) Мальчик прижал ее к себе и решил: «Все-таки я стану капитаном! Я хочу, чтобы корабли никогда не тонули!»
Я.С.:-Добавьте к данной модели графическую информацию, т.е. дорисуйте тельняшку.
-После занятия свои работы оформите, пожалуйста, на выставку.
5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие в мир информации. Как хорошо, что сказки хорошо кончаются!
Е.В.: -Давайте дружно встанем. (Слайд 32) Мы предлагаем вам показать своё отношение к сегодняшнему занятию при помощи морской семафорной азбуки.
(Слайд 33) Спасибо за урок!