Проектная работа «Красота православного храма»

Муниципальный конкурс проектов «МОЙ МИР»

КРАСОТА  ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Автор: Максимова Дарья Александровна, учащаяся 4 класса

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Руководитель: Яковлева Елена Владимировна,

учитель ОРКСЭ высшей квалификационной категории МКОУ «Подъеланская СОШ»

Усть-Илимский район 2017 год

Оглавление

  1. Введение…………………….…………….…….…………..……. 3-4
  2. Описание проекта….…………………………………………….…… 5

Что есть храм?……………………………………………………………………………….6

Строительство храма ……………….……………………..…………… 6

Внешний вид храма………………………………..…………….……… 6

Форма православного храма…..……………………..…………………..7

Купола..………………………………………………..…….…..…….. 8

Внутреннее убранство храма ………………………………….………9

Пять самых необычных православных храмов.…………………..10-11

Храм в г.Усть-Илимске…………………………………………………………11-12

  1. Вывод……………………………………………………………………………………..13

Список литературы. Интернет-ресурсы……………………..….………. 13

Приложение…………………………………………………………..…….14

ВВЕДЕНИЕ

Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух — древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.

Их доброта струится от икон,
Под взглядами Святых немного трушу
и бьётся в сердце колокольный звон,
когда пред Богом обнажаю душу.

Мой Храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.

Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрация и рождение, и крещение, и упокоение.

Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая церковь. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.

Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги.

Храм в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.

Описание проекта

Цель: изучить историческое прошлое, внутреннее и внешнее строение храмов России и показать историческую значимость церкви в жизни людей.

Задачи: — изучить особенности архитектуры православных храмов;

— ознакомиться с внешним и внутренним устройством храма;

— узнать о самых необычных храмах России;

— познакомиться с Православным храмом во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших в г. Усть-Илимске.

-изготовить макет православного храма, соблюдая порядок внешнего убранства.

Актуальность работы по изучению православных храмов. Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей проектной работе я попыталась ответить на вопрос «В чём красота православного храма?» и передать красоту в творческой работе.

Вид проекта:

По содержанию: творческий, информационный

По комплектности: межпредметный

По продолжительности: долгосрочный (февраль – март 2017 года).

Этапы проекта:

1 этап – организационный. Встретиться с представителями православного храма, закупить необходимый материал для творческой работы, подобрать иллюстрационный материал.

2 этап – теоретический. Изучить в литературе необходимый материал по теме проекта.

3 этап – практический. Выполнить творческую работу – макет православного храма.

Что есть храм?

Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В 988 году произошло Крещение Руси. После чего по решению князя Владимира Русь приняла православие. Среди верующего населения России преобладают православные. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

Строительство Храмов

Храмы на Руси начали строить в 10 веке. Их строили из дерева. Дерево — особый материал — «живой». Русские люди с древних времен любили и умели обрабатывать древесину. В свой труд они вкладывали душевное тепло и любовь. Существовала особая методика обработки древесины — «ТЁС»: доски с силой расщепляли на волокна, в результате чего древесина приобретала блеск.

В 12 веке стали возводиться первые белокаменные храмы, которые имели своеобразную белокаменную архитектуру и оформление, несмотря на то, что они возводились под руководством греческих, итальянских и немецких строителей. Архитектура русских каменных храмов, колоколен и звонниц бывает нескольких стилей: древнее зодчество, русское барокко, классицизм и другие.

Форма православного храма

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Издревле храмы также имели круглую и восьмиугольную формы. Храмы в форме круга — Ротонда -, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти тьмы, Крестом открыт вход в рай.

Существуют также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Символика куполов

Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды.

Количество куполов

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм — купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм — два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа.

Трехглавый храм — три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Пятиглавый храм — пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм — семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм — девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм — тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав — могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Цвет купола

Цвет купола также важен в символике храма.

Золотые купола — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

Внутреннее убранство православного храма

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, иконостас и притвор.

Алтарь — священное место принесения жертвы или вознесения молитвы Богу. Наиболее важная по смыслу часть храма. В православной традиции алтарем называют всю часть храма, окружающую место евхаристического жертвоприношения. Алтарь расположен в восточной части христианского храма.

Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей православного храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Он состоит из нескольких рядов икон.

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престолаалтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

Притвор (предхрамие) — самая отдаленная от алтаря (обычно западная) часть храма, В притвор могут входить и находиться оглашенные (т. е. готовящиеся принять крещение и прошедшие чин оглашения) и кающиеся (в качестве меры прощения не допущенные в храм), инославные и иноверцы для слушания богослужения и проповеди.

Внешний вид православного храма

В храм не просто шли, к нему восходили. Каждая деталь храма, от притвора до купола имеет своё значение.

Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб – основной объем храма.

Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Пять самых необычных православных храмов России

1. Церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в городе Дятьково Брянской области. Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов.

2. Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX — началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.

3. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона.

4. Костомаровский Спасский женский монастырь — старейший пещерный монастырь России с «дивами» — меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Монастырь вмещает более 2000 челолвек.

5. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге — Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд.

Православный храм во имя Всех Святых,

в Земле Российской просиявших в г. Усть-Илимске

Православный храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, построен на въезде в правобережную часть города. Эскизный проект храма был создан малым предприятием «Алтарь» в городе Улан-Удэ в 1994 г. Архитекторы Сизов Валентин Иванович и Аносов Геннадий Петрович выполнили эскизный проект, который впоследствии был откорректирован, дополнен архитекторами и конструкторами Усть-Илимска. Были внесены дополнения по внутреннему устройству храма (добавлено подвальное помещение с местом для Крещения), а также спроектированы хозяйственные постройки на прилегающей к храму территории. В группу архитекторов Усть-Илимска входили несколько человек: Матвеев Евгений Петрович, Федюнин, Ежов.

Строительство храма началось в 1994 г. На первом этапе строительства с июня 1994 г. по август 1996 г. был заложен фундамент и «нулевая» часть строительства. Затем по причине прекращения финансирования стройка была «заморожена». Строительство возобновилось в 1998 г. благодаря помощи прихожан города и финансовой поддержке Усть-Илимского ЛПК. Строительство храма и прилегающей к нему территории окончено в 2002 г. В этом же году 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, храм был освящен архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным).

Храм имеет центральный алтарь – во имя Всех русских святых, а так же два придела – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В центральном храме на средства одного из жертвователей сооружен иконостас. Иконы в нем написаны московским художником-иконописцем Александром Соколовым и его ученицей Светланой Ржанициной. В Богородичном приделе: иконостас, настенная роспись и настенные иконы в храме – принадлежат руке местного иконописца Вершинина Сергея. Иконостас в приделе в честь святителя Иннокентия написан московским иконописцем Ильей Кручининым (фрески в помещении для Крещения так же написаны этим мастером). В росписи храма орнаментом постарались Попков Виталий, Березкина Варвара и Кондратьева Светлана.

Побывав в этом храме, увидев его величие, возвышенность я решила эту красоту передать в творчестве. Так пришла идея создания творческого продукта. Трудились всей семьёй. Работала «кипела» два месяца.

Вывод

Работая над проектом, я узнала для себя много нового и полезного о храмах нашей Родины, о внутреннем и внешнем убранстве храмов, проследила историю создания храма в г. Усть-Илимске. Я узнала о прекрасном творении человеческих рук, от вида которого замирает сердце.

Для себя я поняла, что храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

Лучшие русские храмы стали славой России. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Список литературы

  1. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий. — М.: Искусство, 1995.
  2. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (сост. и авт. А.В.Никольский) — М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.

Интернет — ресурсы

Приложение