22.12.2015г. Интегрированный урок по русскому языку в сдвоенном классе «Понятие о корне. Роль прилагательных в речи»

Сценарий интегрированного урока

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Учитель: Елена Владимировна Яковлева

Однопредметный урок русского языка во 2, 3 классах в малокомплектном сдвоенном классе.

Интеграция: внутрипредметная (связь разных тем)

Продолжительность урока: 45 минут

2 класс 3 класс
Тема: Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах Роль прилагательных в речи
Цель: Дать представление о корне, родственных (однокоренных) словах пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Задачи:

1.Образовательные:

  1. уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные слова»;
  2. развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,
  3. развивать речь, совершенствовать навык письма,
  4. воспитывать умение общаться в коллективе.
 

1)Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.

2) Развитие умения употреблять в речи имена прилагательные.

3)Определить новую роль прилагательных в речи.

2.Развивающие: — развивать орфографическую зоркость;

развивать письменную и устную речь учащихся через построение собственных высказываний, расширять и активизировать словарный запас детей;

— активизировать познавательную деятельность;

— развивать умение работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

развивать каллиграфические, фонетические умения;

— развивать наблюдательность, внимание, память, творческие способности, мышление

3.Воспитательные: — формировать положительное отношение к учебе;

— воспитывать терпимость в работе в парах, уважение к чужому мнению;

— развивать прилежность, старательность и аккуратность;

— воспитывать самостоятельность;

— воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка;

— прививать детям любовь к Родине, к истории своего народа;

— воспитание здорового образа жизни, интереса к урокам русского языка;

совершенствовать санитарно – гигиенические навыки.

Тип урока: Открытие новых знаний Открытие новых знаний
Прогнозируемый результат: Личностные (ЛР):  проявлять интерес к изучению тем русского языка;

Познавательные умения: — определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:  проявлять познавательную инициативу  анализируя материал междисциплинарного характера; соотносить  учебные действия с алгоритмом;  оценивать свою деятельность.

Коммуникативные умения: формулировать понятийные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные (ЛР):    выявлять родственные слова и выделять в них корень.

ХОД УРОКА
1.Организационный момент — Начинаем урок русского языка. Поприветствуйте наших гостей, которые пришли посмотреть, что вы знаете и умеете по предмету и как применяете полученные знания на практике.

— Ребята, я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Вам предстоит работать вместе и я надеюсь, что вы будете дружными, доброжелательными, будете помогать друг другу. Подарите свою улыбку и мне, я надеюсь вы поможете мне и будете активными, внимательными.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по бескрайнему океану Русского языка. Каждый класс отправится в плавание по своему маршруту. Но сначала скажите, для чего нам нужны знания русского языка?

(Нам необходимо знать русский язык, чтобы правильно

говорить, писать, строить красивые предложения, тексты,

чтобы людям было приятно нас слушать. А также, чтобы

написав письмо. Нам было бы не стыдно за свою

безграмотность).

— Правильно. Недаром в русской пословице говорится — ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ — ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

-Так начнём наше путешествие. Сначала совместная работа.

3. Актуализация опорных знаний

Фонетическая разминка

-Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.

-Я предлагаю вам разгадать слово, зашифрованное в ребусе.

-Запишите это слово с красной строки с маленькой буквы

корень

-Кто поможет написать мне это слово на доске, проговорив его орфографически, как написано в тетради?

-Все согласны с таким написанием?

-Обозначьте в слове известные вам орфограммы. Помогите мне.

а)проверяемая безударная гласная Е (проверим корЕнья)

б)мягкий знак — смягчитель согласного

-Молодцы, я рада вашим знаниям.

-А сейчас запишите звуковую модель к этому слову, т.е. транскрипцию. Помогите мне.

(…………………) Кто проверит этот ответ.

-Ребята, что мы повторили на этом этапе урока? (орфограммы, звуковые модели слов, рассуждать логически над ребусом)

-Молодцы. Оцените себя в оценочном листе.

4. Выход на новые темы -Ребята, назовите лексическое значение слова корень, (обращение к толковому )словарю.

Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова:

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. 4.

В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.

— Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные).

-Ребята, а как вы думаете, слово корень имеет отношение к изучению русского языка? ……Я попрошу помощи у ребят 3 класса. (да, как в семье есть родственники, так и в русском языке есть такие слова-родственники, однокоренные, у которых есть одинаковый корень). Спасибо, вы мне помогли.

— О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова)

-А теперь давайте подумаем, чем мы сейчас на уроке будем заниматься? (высказывают предположения)

-Какова будет тема урока? Кто догадался?

КОРЕНЬ СЛОВА

-А какую тему изучают ребята 3 класса? (Роль прилагательного в речи)

-Какую цель поставим на урок?

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С КОРНЕМ СЛОВА И НАУЧИТЬСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЕГО В СЛОВАХ

-А какую цель поставят себе третьеклассники? (продолжать узнавать роль прилагательных в речи)

-А сейчас я предлагаю вам по классам работу с учебником.

2 класс – стр.56. 3 класс- стр.113
-Узнайте тему урока, и прочтите, какие цели поставлены пред нами авторами учебника.

-У какого класса тема и цель совпала с той темой и целью, которые мы определили? (2 класс)

-Третьеклассники, как вы думаете, а можно ли вашу тему связать с общей темой урока, т.е. найти что-то общее, связать их вместе? (да, мы уже многое знаем о корне, сегодня нам пригодятся эти знания, чтобы разбирать прилагательные по составу (это мы узнали из цели) и продолжить заполнение кластера по теме, какую ещё роль могут выполнять прилагательные в нашей речи).

-Так какую цель поставите на урок?

ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ О КОРНЕ В РАБОТЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

-Оцените себя, пожалуйста, в оценочных листах на этом этапе урока.

5. Физкультминутка
6. Работа по теме -Итак, тему определили, поставили цель. Теперь эту цель нужно достичь. Если удастся это сделать – тогда можно с уверенность сказать, что у вас всё получилось. Я всем желаю удачи!
Работа с учителем

1.Учебник -1.стр.56- упр.1 – устно

-Что нового узнали? (о родственных словах)

2.-А сейчас я предлагаю вам внимательно просмотреть и послушать фрагмент презентацию. (Актуализация знаний). И рассказать какую ещё новую информацию вам удалось получить по теме сегодняшнего урока.

3.ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ (учитель комментирует, можно подготовить ученика из 3 класса, (который хорошо владеет данной темой).

4. -О чём узнали? ( о корне – это общая часть родственных слов, однокоренные слова, учились подбирать родственные слова)

-Ребята, а кто из вас был самым внимательным, как в словах обозначается корень?

5.Подведём итог на этом этапе урока:

-Почему некоторые слова в русском языке являются родственными?

-Что общего в родственных словах?

-Чем различаются родственные слова?

-МОЛОДЦЫ!

Оцените свою работу на оценочном листе.

Самостоятельная работа по плану

(получают план работы и карточку с заданием)

3 класс – самостоятельная работа

ПЛАН РАБОТЫ

  1. Откройте учебник на стр.113. – упр.11
  2. Внимательно прочитайте задание к упражнению.
  3. Обсудите в паре задание, выясните, что будете делать, что непонятно.
  4. Образец выполнения:

Устно: Овощи – это существительное, образовываю от него прилагательное: (какой) – овощной, разбираю по составу.

Письменно: овощи — (какой?) овощной

  1. После выполнения упражнения проверить сначала самому, затем в паре, можно в группе.
  2. Оцените работу в оценочном листе.

ВЫВОД: Посоветоваться и выяснить в группе (можно с учителем) какую ещё роль выполняют прилагательные в русском языке и дополнить вывод в кластер.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

7. Закрепление пройденного. Самостоятельная работа Самостоятельная работа.

-А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поучиться подбирать к слову родственные слова.

Учебник – стр.57. упр. 2

( У доски – работает самостоятельно, без комментирования, Савченко Кирилл), остальные самостоятельно в тетради.

-Проверка учителем Кирилла.

-Для чего вы выполняли это задание?

-А теперь, ребята, сверьте, пожалуйста, свою работу с доской.

-Оцените себя в оценочном листе.

Работа с учителем – проверка.

-Проверить выполненную работу, помочь в оформлении кластера.

-Подготовиться к выступлению по кластеру группой по цепочке.

8. Итог урока -Пришло время подвести итоги нашей работы.

-Сформулируйте тему урока.

-Какую ставили учебную задачу, цель?

-3 класс, а вам удалось обнаружить новую роль прилагательных в речи? (записали в кластере?)

-Удалось ли достичь этой цели?

-Пригодилось ли нам слово корень на уроке?

ВЫВОД: -Сегодня на уроке вы думали, рассуждали, слушали, читали, писали. А это значит, что каждый из вас на чуточку лучше стал знать русский язык. А ещё, вы сегодня доказали, что совместный труд, стремление узнать что-то новое привело вас к победе.

— Как вы думаете, будут ли сладкими плоды нашего урока?

9. Рефлексия -Давайте теперь оценим сою работу. На оценочном листе, посмотрите свои достижения на каждом этапе урока и выведите общую самооценку с помощью цвета:

Зелёный – хорошо усвоил материал

Жёлтый – не хватает практических навыков

Красный— ещё нужно работать, допускаю много ошибок

— Что понравилось или какой совет вы дали бы друг другу?

— Какие задачи вы бы поставили на следующий урок русского языка.

-За работу на уроке мне хочется вас тоже оценить. Спасибо вам, ребята! Вы у меня — настоящие знатоки русского языка. Вручаю благодарности и медали.

10. Домашнее задание 1. Стр.57 – упр.3

2. По желанию составить словесное дерево с родственными словами с корнем кот

1. стр.113. – упр. 12

2.По желанию