04.12.15г. Открытый урок на МО «Тайны написания сочетаний жи-ши». 2 класс. Самоанализ урока.

Тема урока: «Тайна написания сочетаний жи-ши»

Цели: — показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши;

составить алгоритм проверки безударного гласного в слове;

— способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.
  • метапредметные УУД : регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными познавательными задачами и технологиями предмета;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

  • предметные УУД: научатся самостоятельно искать выбор проверки; выполнять алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, алгоритм, лестница достижений, орфографический словарь.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2 слайд: -Всем добрый день. Садитесь ребята. Запишите число, классная работа. Проверьте написанное.

2. Мотивация

3 слайд: — Вашему вниманию я предлагаю прочитать фразеологизм (ШЕВЕЛИТЬ МОЗГАМИ).

-Кто раскроет его значение? (соображать, думать, размышлять).

-Как вы считаете, можно ли это выражение отнести к урокам русского языка? (да, надо много думать и размышлять).

-А вы все готовы думать?

-Тогда отправляемся по лестнице достижений.

4 слайд: Оценивание: -Поднимемся на 1 ступень лестницы достижений.

(К чему вы готовы сегодня на уроке русского языка?)

3.Повторение. Актуализация знаний

-Ребята, какова была тема прошлого урока? (сочетания жи-ши)

-С каким правилом мы познакомились?

-Дайте характеристику согласным звукам (ж, ш – согл, тв., непарн., глух-парн, звон-парн.)

-Кто не усвоил эту тему?

4.Постановка учебной задачи (театрализация: Гуляев Миша, Знаменщикова Маша)

-Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать диалог Маши и Миши и подумать, что будем делать сегодня на уроке.

Диалог Маши и Миши

Миша лежал на диване и читал книгу, когда Маша вернулась из школы.

— Что я узнала!!! Ты просто не поверишь, Мишка!

— Неужели есть тайна в том, как писать Жи и Ши?

Маша достала тетрадь и прочитала слова:

-Шипеть , шипы, тишина, ошибаться.

— В этих словах и многих других НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать И.

— Вот ещё! Это почему же?! Я точно знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишутся с буквой И.

— Потому что здесь ЖИ – ШИ не под ударением! МАЛО знать, что здесь не пишется Ы. Надо ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ужИн, а не ужЕн;, жИвой, а не жЕвой!

— И вы на уроке это доказывали??

— Доказывали! Иногда это можно доказать. А иногда – надо обратиться к словарю за помощью.

-Чем же займёмся на уроке? Всё ли нам известно про жи-ши по рассказу Маши?

5. Целеполагание

-Как вы думаете, какой сегодня будет урок – повторения или открытие нового знания?

-Какова тема урока? (жи-ши не всегда с И)

-Ребята, русский язык много хранит тайн. И вот сегодня одну тайну вы с вами откроем.

5 слайд: ТЕМА УРОКА: Тайна написания сочетаний жи-ши

-Тему определили. Давайте поставим цели на урок, чем будем заниматься?

6 слайд:

1.Будем открывать тайну написания сочетания жи-ши

2.Будем доказывать, какой гласный пишется в сочетании

3. Составим алгоритм для помощи

4.Будем учиться на практике применять новое

7 слайд:

Оценивание: —Поднимаемся на вторую ступень по лестнице знаний «Я справлюсь».

-С чем вы готовы справляться?

6.Изучение нового. Проблемная ситуация

На доске слова (дырочное письмо)

Снеж-нка

Ш-ть

Ш-рокий

Лыж-

Ж-лезо

Задание: запишите слова, вставьте пропущенные буквы. Приготовьтесь доказать свой выбор. Кто затрудняется, можно спросить у соседа.

ПРОВЕРКА ПО ЦЕПОЧКЕ + на доску выношу ответы

-Что объединяет эти слова? (одинаковая орфограмма жи-ши)

-Найдите слова, в которых сочетания жи-ши в сильной позиции? (снежинка, шить)

-Требуют ли они проверки? (нет, пишем по правилу)

-Какие слова остались? (широкий, лыжи, железо)

-Чем они схожи? (сочетания в слабой позиции)

8 слайд:

Оценивание: -Поднимаемся на третью ступень по лестнице знаний «Я пробую».

-Что попробуем сделать с сочетаниями в слабой позиции? (доказать как пишутся)

7.Физкультминутка

-Я предлагаю немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Если в услышанном слове вы встретите сочетание ЖИ, то высоко подпрыгните. Если ШИ – то присесть.

Машина, жираф, лужи, рыжики, ужи –

Молодцы, вы — малыши!

8. Исследование. Фронтальная работа

-Давайте понаблюдаем за оставшимися словами.

1.ширОкий — (сочетание в начале слова), подберите пров. слово, чтобы сочетание стало ударным –ШИРЕ.

Вывод: под ударением пишем И, значит в безударном положении пишем И.

2. -Исследуем слово

лЫжи – (сочетание в конце слова, И в окончании), подберите пров. слово, чтобы сочетание стало ударным (нельзя подобрать) Я помогу вам, ребята, если безударное сочетание стоит в конце слова, т.е. И в окончании, то пишу строго по правилу!

Вывод: сочетания в конце слова пишутся по правилу

3. желЕзо – безударное сочетание в начале слова, значит требует проверки. Подбираем проверочное (нельзя). Какой совет Маши вы услышали в диалоге, когда нельзя доказать написание словосочетания (обратиться к словарю). Давайте обратимся. Проверьте написанное слово.

-Верно ли вы вставили букву? Исправьте, пожалуйста.

-А почему в этом слове была допущена ошибка? (не знали секрета, правила)

Вывод: в безударном положении жи-ши можно проверить по словарю

-Все слова разобрали.

-С чем столкнулись на письме? (с проблемой)

-Удалось ли решить проблему?

-Открыли ли мы тайну написания жи-ши? Какие вы у меня молодцы! Я горжусь вами!

-Оказывается, не всегда в русском языке пишется жи-ши с и!

-А от чего это зависит? (в каком положении стоит сочетание – ударном или безударном)

9. Составление алгоритма

-Давайте вернёмся к целям урока. Всё ли выполнено? (нет)

-Чем дальше будем заниматься? (алгоритм составлять)

Работа в группе. Выложите алгоритм на столе. Помните о правилах работы сообща.

АЛГОРИТМ

Поставить ударение

Жи-ши под ударением Жи-ши без ударения

пишу с Ина конце слова с И -в середине слова

-подобрать проверочное

-обратиться к словарю

10. Первичное закрепление (работа в парах)

9 слайд:

Оценивание: -Поднимаемся на четвёртую ступень по лестнице знаний «Я тренируюсь». Что предстоит сделать? (Применить знания на практике)

10 слайд:

КАРТОЧКИ

В саду у Миш_ зацвёл ш_повник. На нём ш_пы. Осенью он соберёт плоды.

Задание: работаем в паре: вставить пропущенные буквы, применяя алгоритм, доказывая друг другу свой выбор.

11 слайд:

ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

Оцените работу в паре.

11. Интеграция предметов

— Ребята, а к какой группе растений относится шиповник? (кустарник)

-Какое ещё название носит это растение? (дикая роза)

-На уроке русского языка нам удалось раскрыть тайну, а вот у шиповника тоже есть своя тайна.

-ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ПЛОДЫ ШИПОВНИКА БОГАТЫ ВИТАМИНОМ С, ПОЭТОМУ НАШ ШКОЛЬНЫЙ ПОВАР СОВЕТУЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ НАПИТОК ИЗ ПЛОДОВ ШИПОВНИКА, ЧТОБЫ УКРЕПЛЯТЬ СВОЁ ЗДОРОВЬЕ. (напиток из плодов шиповника предложить выпить)

12.Итог:

-Удалось ли нам открыть секрет написания жи-ши?

-Что в уроке вам показалось сложным?

-Что важного вы запомнили?

-Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?

12 слайд:

Оценивание:Поднимаемся на последнюю ступень по лестнице знаний «Я — знайка». Похлопайте себе. Вы сегодня большие молодцы! Храните тайну, которую вы сегодня раскрыли.

13. Рефлексия:

13 слайд:

-Выбери фразу — фразеологизм, которая характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Краем уха

Хлопать ушами

Держать ухо востро

14.Оценивание за урок

-Кому бы вы сегодня хотели поставить оценку за урок? Объясните свой выбор.

(выставление оценок)

15.Домашнее задание

1) Обязательно для всех – выучить алгоритм + подобрать примеру по правилам (раздать алг.)

2) По желанию: подобрать загадки, в ответах которых будут слова с сочетаниями жи-ши.

Я благодарю вас за урок, МОЛОДЦЫ!!! 14 слайд

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: «Тайна написания буквосочетания жи-ши»

Цели: — показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши;

составить алгоритм проверки безударного гласного в слове;

— способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения.

Планируемые результаты:

  • личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.
  • метапредметные УУД: регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными познавательными задачами и технологиями предмета;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

  • предметные УУД: научатся самостоятельно искать выбор проверки; выполнять алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация, алгоритм, лестница достижений, орфографический словарь.

Тип урока: открытие нового знания

Формы проведения: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

Для активации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам:

Организационный и мотивационный моменты.

Цель данных этапов — обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным, но позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Самоопределение к деятельности.

Цель этапа — актуализировать знания учащихся по теме, закрепить умения и навыки по нахождению изученных орфограмм в словах, а также повысить уровень осмысления материала. Этот этап я начала с актуализации уже имеющихся знаний по теме. Здесь я использовала фронтальную форму работы. Диалог с театрализацией помог выйти на проблему, в ходе которой сформулировали тему урока. На этапе целеполагания поставили цели на урок. Все это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся, способствовало организации внимания.

Работа над темой урока.

На этом этапе учащимся было предложено следующие задание: работа с дырочным письмом, где необходимо было вставить пропущенные буквы и приготовиться к устному объяснению.

Задание составлено с учетом создания проблемной ситуации, которая выяснилась при проверке. Далее шло исследование слов с выбором буквы и доказательством. После каждого слова ребята делали вывод, объясняя свой выбор. После разрешения проблемы и открытия тайны написания сочетания жи-ши, ребятам была предложена групповая работа по составлению алгоритма. Здесь, конечно, надо было дать побольше времени на эту работу, так как больше подсказывала сама.

Закрепление изученного материала.

Цель данного этапа — закрепить написание слов с буквосочетаниями жи-ши. Для определения уровня знаний учащимся была предложена работа в паре и предусматривала задание с текстом, вставляя пропущенные буквы с опорой на алгоритм. Затем ребята проверили по эталону на экране. Ошибки не допустили. При проверке надо было дать время на доказательство.

Интеграция предметов на этом этапе помогла ребятам расширить свой кругозор.

Подведение итогов урока.

Проводилось в виде фронтального опроса.

На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своем отношении к уроку (урок понравился). Объясняют, что нового узнали, что понравилось, что усвоили, что вызвало затруднение. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

На протяжении всего урока дети, на этапах, поднимались по лестнице достижений, что вызывало чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания и повышало их познавательную активность. У слабых ребят появлялась уверенность в своих силах, создавалась положительная мотивация к учению.

Рефлексия с фразеологизмами помогла ребятам оценить себя после урока. Также оценили работу друг друга.

Домашнее задание было предложено двух видов: обязательное и по выбору.

Старалась создать на уроке условия для культуры общения, для потребности в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий: эмоциональный настрой, физкультминутка и витаминизированный напиток из плодов шиповника. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

стимулирование интереса к обучению — создание эмоциональных ситуаций; метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, проблемно-исследовательский, беседа). Выбор данных методов способствовал вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, создавал условия для активной мыслительной деятельности. Во время урока старалась, чтобы ребята давали точные и полные ответы на поставленные вопросы, уделяла внимание соблюдению единых орфографических норм при письме.

Учащиеся на уроке были не достаточно активны и внимательны. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Я считаю, что все поставленные задачи реализованы, цель достигнута. Результат усвоения будет виден на следующем уроке.