Агробизнес-образование на начальном уровне образования
Непрерывное агробизнес-образование и воспитание необходимо продолжать в младшем школьном возрасте, когда обучающиеся приобретают первичный опыт в экономических отношениях.
Задача педагогов и родителей помочь младшему школьнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием.
Чтобы агробизнес-образование в начальной школе не выглядело для ребёнка и родителей скучным и навязчивым, мы отобрали такие формы и методы работы, которые для детей стали интересны и доступны для восприятия.
Вся работа выстроена на 7 модулях.
Первый модуль «Овощной калейдоскоп» включает в себя комплекс мероприятий, проводимых с детьми как в урочной, так и внеурочной деятельности.
- «Азбука витаминов» — кл. час в 3 кл. (Учитель: Лановая С.И.);
- Выставка поделок «Овощная фантазия»;
- Праздник «Осенины»;
- Осенняя агродекада «Агропоезд набирает ход…»;
- Урочная деятельность. Практические задания.
Второй модуль «Труженикам села – честь и хвала» включает в себя мероприятия, в ходе которых обучающиеся знакомятся с тружениками нашего села, узнают о их профессиях.
- «О труде хлебороба все колосья поют» — кл.час в 1 кл.(Учитель: Яковлева Е.В.);
- «Доктор на скотном дворе» — кл. час в 2,4 кл. (Учитель: Станицкая М.С.);
- Оформление тематического стенда «Ключи от аграрных профессий»;
- Экскурсия в сельский музей «Орудия труда наших бабушек и дедушек».
Модуль третий «Мастер классы: «Родители – детям»
На данном этапе идёт работа по привлечению родителей в образовательный процесс, которая является необходимым условием успешной реализации программы НОО. Родители наглядно и интересно рассказывают о секретах своего мастерства и показывают это на практике.
- Мастер-класс пекаря «Вот он хлебушек душистый» (экскурсия в пекарню);
- Мастер класс токаря «Стальные стружки-завитушки» (экскурсия в токарную мастерскую);
- Мастер-класс цветовода-любителя «Зелёный наряд радует взгляд».
Четвёртый модуль «Ландшафтный дизайн»
Данный модуль подразумевает совместную творческую деятельность педагогов, родителей, обучающихся. Ежегодное участие в школьном смотре-конкурсе «Лучший участок» по озеленению, эстетическому оформлению и благоустройству школьной территории.
- Социальные проекты: «А у нас во дворе…» «Весёлые цветничок», «Птицеград», «Птичья столовая».
- Выставка рисунков «Школьный двор моей мечты».
Пятый модуль «Агрочтение»
В ходе всего учебно-воспитательного процесса запланированы этапы работы с книгой (художественной, либо познавательной) аграрной направленности.
- Книжная выставка «Не стоит село без труженика»;
- Инсценирование агросказок во внеурочной деятельности;
- На уроках математике решение задач аграрной тематики;
- На уроках русского языка проведение словарной работы по теме «Сельское хозяйство»; мини-сочинения;
- На уроках литературного чтения работа с произведениями УНТ;
- На занятиях внеурочной деятельности «В мире книг» чтение и анализ художественной литературы; конкурсы загадок.
Шестой модуль «Школа юного исследователя»
Данный модуль даёт возможность обучающимся осознать принадлежность к большой науке, знакомит их с методами научной работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования. Результатом плодотворной работы являются призовые места на НПК.
- И.Р. «Придорожные лекари села Подъеланка» — Мясникова Д. (4кл.);
- И.Р. «Агротехника выращивания моркови» — Шаманский К. (4кл.);
Запоминающиеся и интересные для ребят занятия внеурочной деятельности «Мои первые опыты». В результате теоретических и практических занятий, предусмотренных программой, а также в ходе экскурсий, учащиеся не только расширяют и укрепляют знания, полученные в школьном курсе “Окружающего мира”, но и овладевают более сложными навыками лабораторных и полевых исследований.
Седьмой модуль «Хозяева Подъеланской земли»
Мероприятия данного модуля направлены на включение детей в трудовую деятельность в сочетании с активным отдыхом. Обучающиеся приобретают необходимые умения в посадке, выращивании, уходе за растениями; учатся «жить на земле».
Полученные умения могут быть использованы детьми в повседневной жизни, а также для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.
- Активное участие в трудовых десантах;
- Отработка практики в летний период на пришкольном участке;
- Уход за комнатными растениями;
- Праздник «С юбилеем, родной край!»
- Праздник «Хозяева Подъеланской земли».
Ценность данных модулей состоит в том, что агробизнес-образование не несёт в себе академический оттенок, все теоретические знания подтверждаются практикой, чему в немалой степени содействуют родители.
Был проведён социологический опрос среди родителей обучающихся начальной школы «Актуальность введения агробизнес-образования в школе», в результате которого выявилось положительное отношение к реализации программы по непрерывному агробизнес-образованию. Результаты теста «Агропрофесии», проводимого среди учеников начальной школы, показали, что ребята хорошо ориентируются в профессиях села, легко распределяют их по группам разной направленности, без труда угадывают агропрофессию по предложенным инструментам.
Раннее формирование у обучающихся готовности к грамотному ведению хозяйства и организации фермерского хозяйства, мотивации их на самореализацию в условиях села в будущем является залогом успеха и процветания земли Подъеланской.
Проводимая работа по агробизнес-образованию в начальной школе позволяет надеяться, что наши обучающиеся будут бережно относиться к земле и станут настоящими её хозяевами, а работа в аграрной сфере станет для них делом всей жизни.
За время обучения в начальной школе у обучающихся должны быть сформированы:
- представление о специфике сельскохозяйственного труда;
- первичное экономическое мышление;
- первичные трудовые навыки;
- основы проектной и исследовательской деятельности;
- познавательный интерес к экономике и сельскому хозяйству;
- уважительное отношение к сельскому труду, профессиям, востребованным на селе.
Руководитель МО: Е.В. Яковлева
15.03.2019г.