Проектно-исследовательская работа «Самый главный праздник христиан»

Епархиальная научно-практическая конференция

«ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА»

Проектно-исследовательская работа

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ХРИСТИАН

Автор: Шаманский Кирилл Александрович,

учащийся 4 класса МКОУ «Подъеланская СОШ»

с. Подъеланка

Руководитель: Яковлева Елена Владимировна, учитель ОРКСЭ МКОУ «Подъеланская СОШ»

г. Братск

2019 г.

Оглавление

1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы…………………………………………… стр.3

1.2. Цель……………………………………………………………………стр.3

1.3. Задачи работы………………………………………………….…….. стр.3

1.4. План действий…………………………………………………………стр.3

2. Основная часть проекта

2.1. Что предшествует Пасхе?………………………………………………………………..стр.4

2.2. Какие праздники предшествуют Пасхе? ……………………………….стр.4

2.3. История праздника Пасхи……………………………………………. стр.4-5

2.4. Какие народные приметы и поверья, связанные с Пасхой существуют? с.5

2.5. Особо хочется рассказать о Пасхальном чуде – это чудо Благодатного огня…………………………………………………………………………. стр.5-8

2.6. Главное украшение стола на Пасху…………………………………. стр.8-9

2.7. Творческий проект «Пасхальный триптих»…………………………… стр.9

3. Заключительная часть……………………………………………………стр.9

4. Список использованной литературы…………………………………стр.11

5. Приложение………………………………………………..…………стр.11-12

1. Введение (сл.1)

1.1. Обоснование выбора темы проекта

(сл.2)Почти все дети нашего класса принимают активное участие в Пасхальном празднике: пекут куличи и пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника. При изучении темы «Пасха» на уроках ОПК мне захотелось больше узнать о христианском празднике Пасха. Откуда он берет свое начало, какие развлечения бывают на пасхе, какие бывают праздничные приметы?

(сл.3)Тема: «Самый главный праздник христиан»
Направление: ОРКСЭ
Объект исследования: Православный праздник Пасха.
Предмет исследования: История праздника Пасхи.

1.2.Цель: узнать историю появления праздника Пасха, изготовить творческую проектную работу «Пасхальный триптих».
1.3.Задачи:
-изучить историю возникновения Пасхи;
-выяснить что самое главное в этом празднике;

-представить проект ребятам.

1.4.План:
1 Этап. Организационно – подготовительный:
— составление плана работы над проектом;
-формулирование вопросов для исследований.

2 Этап. Исследовательский:
-поиск информации;
-изучение литературы;

-оформление проектной работы.
3 Этап. Итоговый:
-представление проектной работы

2. Основная часть

(сл.4) Из литературы я узнал, что самым главным праздником для христиан является праздник, который называется Пасха. Я нашёл ответы на все интересующие меня вопросы.

(сл.5)2.1 Что предшествует Пасхе?

К празднику Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом, который еще называют Великий Пост. В этом году он проходит в период с 11 марта по 27 апреля. 48 дней. В Библии сказано, что сам Иисус Христос постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Спасителя.

2.2. Какие праздники предшествуют Пасхе?

За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажжённых свечах, верующие стоят до конца службы.

Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов.

(сл.6)2.3 История праздника Пасхи.

Пасха — это главный праздник христианского мира.

Это победа жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка, означает «избавление».
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько (сл.7)Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
(сл.8)2.4. Какие народные приметы и поверья, связанные с Пасхой существуют?

Ответ на этот вопрос я нашел в интернете. С этим праздником связаны народные приметы и поверья, вот некоторые из них:

На Пасху «старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце. Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого!»; «Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!»
(сл.9)2.5. Особо хочется рассказать о Пасхальном чуде – это чудо Благодатного огня.

С давних пор во время празднования воскресения Христа православными христианами в Иерусалимском храме воскресения Христова (его чаще называют Храмом Гроба Господня) точно по расписанию, практически в одно и то же время происходит чудо — самовозгорание лампады, устанавливаемой греческим православным Патриархом Иерусалима в часовне Гроба, расположенной внутри храма.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются в IV веке.

Церемония Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много разных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и перед окрестными сооружениями также оказываются, заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Часовня над Гробом Господним закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
На следующее утро в Храм входит процессия – из различных представителей разных вероисповеданий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из местных Православных церквей в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания — на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Часовне и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Часовню; его освобождают от одежды и он остается в одном полотняном подряснике (рубахе), чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в часовню.

Надеясь уловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали мечи, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские.

Незадолго до патриарха в часовню вносят большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются, перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Перед схождением огня храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Часовней, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. В это же время двери часовни открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Первое время — 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимые по своей глубине чувства радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при появлении огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, — из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, — духовно очистившимися и прозревшими.

(сл.10)В этот же день пасхальный огонь самолётами доставляется в храмы по всему миру и участвует в последующем всенощном богослужении. В Россию благодатный огонь доставляют более 10 лет.

(сл.11)2.6. Главное украшение стола на Пасху.

Главным украшением стола являются, конечно, куличи, крашеные яйца и пасхи. Почему красят яйца?

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
(сл.12)По второй версии обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Ещё в дохристианские времена, яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях многих народов. У славян яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Куличи вместе с пасхой и с окрашенными в Великий четверг яйцами освящают в церкви (обычно это происходит в Великую субботу), а потом ими разговляются. Освящение куличей — едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд.

(сл.13, 14)В различных регионах России куличи выпекали в разных формах, но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более не постным. Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла. После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

(сл.15)2.7. Творческая работа «Пасхальных триптих»

Меня очень впечатлила история православного праздника – Пасха. Я загорелся желанием выполнить творческую работу «Пасхальных триптих». Собрав весь материал, необходимый для работы, я приступил к проекту.

Мне помогала в работе мама и сестра Вика. Бабушка с дедушкой тоже подсказали много идей. Композиция получилась красивой. Каждый член моей семьи постарался мне помочь. Работа для меня оказалась очень трудоёмкой. Пришлось много фантазировать, мастерить. При изготовлении композиции от меня потребовалось усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Я считаю, что работа удалась благодаря тому, что, работая над проектом, я получил большое удовольствие.

3. Заключение

(сл.16) Подводя итоги работы, мы можем сказать, что добились поставленной цели и узнали много нового и интересного о Пасхе.

Мы изучили историю возникновения праздника, узнали народные приметы и обычаи связанные с ним.

Узнали подробную информацию о чудесном явлении благодатного огня.
Узнали, чем украшают стол на Пасху.

В своем проекте я хотел показать значимость и необходимость знания и соблюдения православных праздников, в данном случае праздника Светлой Пасхи.

Работа над проектом принесла мне удовлетворение, потому что я узнал много нового, интересного; приобрел умения находить и обрабатывать необходимый материал. А самое главное – накопленный материал воплотился в творческий продукт «Пасхальный триптих», который можно использовать как наглядное пособие для уроков ОПК, а в дальнейшем, творческая работа пополнит школьный музей в разделе «Православие».

4. Список использованной литературы

1.Барнс Т. «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007 г.

2.Кураев А.В. «Основы православной культуры».. Москва «Просвещение 2017 год.

3.Ляховская Л. «Энциклопедия православной обрядовой кухни» Праздники, обычаи, обряды. Москва 1998год.

4.«Празднуем Пасху всей семьей» (перевод Одинцовой С.Н.; под редакцией Левкиной Т.). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006 г.

5.Терещенко А.В. «История культуры русского народа». Москва, ЭКСМО 2007 г.

5. Приложения

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_174105.jpgПриложение 1. Фотография готового изделия «Пасхальный триптих»

Приложение 2.

ПАСХАЛЬНАЯ АТРИБУТИКА (в творческой работе)

  1. Самым главным атрибутом Пасхи является, конечно же икона, изображающая лик Иисуса Христа. Ведь именно его воскрешение празднуется в этот замечательный праздник. Икона символизирует вечную жизнь.
  2. Также атрибутом Пасхи является ягненок, который символизирует Агнца Божьего, то есть Христа. Статуэтками, изображающими ягненка, принято украшать праздничный стол, а в некоторых странах ягненок является главным праздничным блюдом.
  3. Пасхальная свеча — также важный атрибут праздника. Отстаивая службу в церкви, принято держать в руках зажженную свечу. Горящей, ее нужно донести до дома и зажечь этим огнем домашний очаг, чтобы в вашем доме все было благополучно. Таким образом, как бы происходит процедура освящения дома.
  4. Еще один популярный атрибут Пасхи — это пасхальный венок или букет. Пасхальный венок является символом вечной жизни. Он может стать прекрасным праздничным подарком для ваших близких. Существует множество вариантов пасхальных букетов и венков: подвесные, настольные, настенные. Так как Пасха, помимо всего прочего, еще и праздник весны, пасхальным букетом может считаться любой букет из живых цветов.

Приложение 3.

ПАСХАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ (в творческой работе)

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают самое почетное место на пасхальном столе. Также символом считаются весенние цветы — гиацинты, нарциссы и первоцветы.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда печется сладкая творожная пасха, ее также принято освещать в церкви. Печется пасха в четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом даже не знают.

Все православные люди искренне верят в совершенно особенные свойства этих пасхальных символов и из года в год придерживаясь традиций предков украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Одним из символов светлого праздника Воскресения Христова издавна является пасхальное деревце, олицетворяющее стоящее в раю Древо Жизни, Древо Познания Добра и Зла.

С утра после службы принято христосоваться («Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!»). В этот праздник принято дарить друг другу подарки.