Проектно-исследовательская работа «Круг светлых дней»

Епархиальная научно-практическая конференция

«ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА»

Проектно-исследовательская работа

КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ

Автор: Шаманская Виктория Александровна,

учащаяся 4 класса МКОУ «Подъеланская СОШ»

с. Подъеланка

Руководитель: Яковлева Елена Владимировна, учитель ОРКСЭ МКОУ «Подъеланская СОШ»

г.Братск

2019 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Круг светлых дней (православные праздники)»

Форма работы: внеурочная

Тип проекта: творческий

Мотивация: личный интерес

Цели: развивать поисково-исследовательские навыки

Привлеченные специалисты: учитель ОПК Яковлева Елена Владимировна, школьный библиотекарь

Роль учителя: направляющая, сотрудничество

Проблема проекта: как православные праздники влияют на взаимоотношения людей и как они взаимосвязаны с народными традициями?

Цель: Познакомиться с православными праздниками 2019 года; привлечь внимание сверстников к православным праздникам.

Роль учителя: направляющая, сотрудничество

Сроки выполнения проекта: январь 2019 – март 2019 гг.

Ресурсное обеспечение: материальные и информационные средства, художественная литература, компьютер, принтер, Интернет-ресурсы.

Способы оценки: выступление с творческой работой на уроке ОПК перед одноклассниками, на НПК.

Презентация проекта: Календарь «Круг светлых дней»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1.1. Актуальность…………………………………………………….стр.4

1.2. Научно-практическая значимость проекта…………………….стр.4

1.3. Объект и предмет исследования………………………………..стр.4

1.4. Методы исследования……………………………………………стр.5

1.5. Цель и задачи……………………………………………………..стр.5

1.6. Этапы работы над проектом…………………………………..стр.5-6

2. Основная часть

2.1. Результаты исследований……………………………………..…..стр.6

2.2. Православные праздники на Руси………………….…………….стр.7

2.2.1. Рождество Христово……………………………………… стр.7

2.2.2. Крещение Господне………………………………………..стр.8

2.2.3. Благовещенье Пресвятой Богородицы…………………стр.8-9

2.2.4. Пасха Христова…………………………………………….стр.9

2.2.5. День Святой Троицы………………………………………стр.9

2.2.6. Воздвижение Креста Господня ………………………….стр.10

2.2.7. Покров Пресвятой Богородицы …………..…………….. стр.11

2.3. Работа над проектом «Круг светлых дней»………………стр.11

3. Заключение…..……………………………………………………………… стр.12

4. Используемая литература………………………………………………… стр.13

5. Приложение…………………………………………………………………. стр.14

(сл.1) 1. Введение

(сл.2) 1.1. Актуальность

В настоящее время приоритет и ценности духовного развития России постепенно возрождаются. Но, несмотря на это, на первое место ставится материальное благополучие. Многие люди не видят необходимости сохранения духовных традиций, напоминающих о жизни и традициях прошлых поколений. Данная тема позволяет белее глубоко изучить православные праздники и показать их влияние на нашу жизнь, их роль в духовном воспитании подрастающего поколения. Необходимо воскресить в сердцах людей уважение к православным традициям. В этом и заключается актуальность темы.

1.2. Научно-практическая значимость работы

Использовать накопленный материал на уроках основ православной культуры, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

(сл.3) 1.3. Объект и предмет исследования

Объектом исследовательской работы является изучение хронологической последовательности православных праздников и их связь с жизнью человека. Предмет исследования – изучение материалов научной и духовной литературы.

Праздники играют в жизни человека важную роль. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. В связи с этим, объектом исследования в работе являются православные праздники.

Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать.

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, подвижным. И как человек, получающий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал в себя черты исторической, религиозной, народной жизни. Именно это мы должны сохранять и передавать из поколения в поколение.

1.4. Методы исследования

В начале исследования нами был составлен план деятельности.

План исследования по данной теме включает следующие элементы:

  1. Формулировка актуальности темы и определение объекта исследования;
  2. Определение цели и постановка задач исследования;
  3. Выбор методов исследования;
  4. Выполнение творческой работы.

В работе применяется метод исследования – изучение информационных источников по теме с помощью теоретического исследования и анализа источников, описание. В качестве информационных источников использовались православные календари, книги, журналы, газетные материалы, сеть интернет.

При анализе источников устанавливалась последовательность православных праздников. Таким образом, осуществлялся сбор фактических данных об объекте исследования. Разнообразие информационных источников позволяет полностью раскрыть тему работы и реализовать поставленную цель.

(сл.4) 1.5. Цель работы:

Познакомиться с православными праздниками и выполнить творческий проект.

(сл.5) Задачи работы:

1. Познакомиться с историей православных праздников.

2. Изучить последовательность православных праздников.

3.Выполнить творческую работу.

1.6. Этапы работы над проектом

  1. Январь — выбор темы исследования, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка целей поиска.
  2. Январь-февраль — работа в информационном поле: отбор материала для исследования, его изучение и осмысление.
  3. Март — анализ и оформление полученного материала, создание проектной работы, иллюстрирующего страницы наших православных праздников и народных традиций (по теме проектной работы).
  4. Март — защита проектной работы на уроке и НПК.
  5. Основная часть

(сл.6) 2.1. Результаты исследования

В начале нашего проекта (январь 2019г.) мы (я и мой руководитель) провели опрос среди одноклассников. Результаты я хочу Вам представить.

Мы предложили четвероклассникам ответить на следующие вопросы:

  1. Какие православные праздники ты знаешь?
  2. Какие традиции связаны с данными праздниками?
  3. Какие православные праздники проводят в Подъеланке?
  4. Какие особенности проведения старославянских праздников ты знаешь?
  5. Тебе бы хотелось больше узнать о православных праздниках, если да, то в какой форме?

Моим одноклассникам не составило особого труда ответить на вопросы №1, №2, но вопросы № 3 и № 4 ответило лишь 50 % моих одноклассников, а вот вопросы № 5 и №6 заставили ребят всерьез задуматься.

Более того, на вопрос № 4, 6 затруднялись ответить даже взрослые (мама, бабушка, дедушка, папа). И это еще больше заинтересовало меня и подтолкнуло на мысль самой подробнее познакомиться с православными праздниками, а изученный материал передать в творческой работе.

Для того, чтобы как можно больше узнать о православных праздниках, я отправилась в школьную библиотеку. Недостающий материал по своей теме я нашла так же в Википедии.

    1. (сл.7) Православные праздники на Руси

История православных праздников восходит ко временам Ветхого Завета. К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

(сл.8) 2.2.1. Рождество Христово (Непереходящий – 7 января)

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом. Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

(сл.9) Христиане всего мира каждый год с нетерпением ожидают самый светлый праздник – Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где преклоняются пред именем Христа, празднуют этот поистине великий день. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. Предпраздничные хлопоты приходятся всем по душе. Этот день вносит в жизнь каждого человека новый луч света, любви и надежды. Но не стоит забывать, что прежде всего это божественный праздник, в который мы чтим имя Сына Божьего, принявшего смерть во имя спасения всего человечества. Без осознания этой мысли теряется смысл праздника. Празднуя этот день, каждому необходимо молиться, чтобы в нашей душе Его дух возродился, чтобы в нашем сердце нашлись ясли, сумеющие принять Его, а также драгоценные дары, готовые принадлежать Ему. Этот праздник олицетворяет всечеловеческую любовь и рождение веры в душе каждого христианина.

(сл.10) 2.2.2. Крещение Господне (Непереходящий – 19 января)

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

(сл.11) В праздник Крещение Господне многие верующие омывают свое тело от грехов, отправляются купаться в прорубь. Во льду вырубается прорубь – иордань в форме православного креста. Священнослужители освящают воду в иордани, после чего православные христиане начинают омовение.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. (сл.12)

2.2.3. Благовещение Пресвятой Богородицы (Непереходящий – 7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю). (сл.13) Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа.

(сл.14) 2.2.4. Пасха Христова (Переходящий – 28 апреля)

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Иисуса Христа из мертвых. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном.

(сл.15) Этот праздник означает победу жизни над смертью. Готовили столы с пасхальными украшениями, освященными в церкви. Наконец можно было вволю поесть после Великого поста, который длился целых семь недель. В традиции русской православной церкви Пасха считается «царём дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Светлая неделя называется у народа: великоденскою, славною, великою, радостною, червоными святками. В народной традиции Великдень отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Великдень человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить. (сл.16)

2.2.5. День Святой Троицы. Пятидесятница. (Переходящий – 16 июня)

Троица — это  подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). (сл.17) Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.

(сл.18) 2.2.6. Воздвижение Креста Господня (Непереходящий – 27 сентября)

Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. (сл.19) Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

(сл.20) 2.2.7. Покров Пресвятой Богородицы (Непереходящий – 14 октября)

Покрова Пресвятой Богородицы – большой христианский праздник, ежегодно отмечаемый 14 октября.

Православная церковь ежегодно отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября — в этот день христиане вспоминают чудесное явление Божьей Матери, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров, защитив их от видимых и невидимых врагов.

Произошло это чудо, по преданию, в середине X века во Влахернской церкви Константинополя, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс.

Произошло в 910 году в Константинополе, во времена царствования императора Льва VI, известного под прозвищем Мудрый или Философ за любовь к книжной мудрости.

Согласно преданию, Константинополь осаждали полчища врагов, которые в любой момент могли ворваться в город, разрушить и сжечь его. Храм стал единственным прибежищем жителей осажденного города, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров.

(сл.21) Чудо произошло во время всенощного бдения — все находившиеся в храме, в том числе император и императрица, а также множество придворных и простой люд, горячо молились об избавлении от врага.

В храме среди молящихся были Святой Андрей со своим учеником Епифанием. Вдруг они увидели, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и, еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли Святой Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Исчезла Божья Матерь так же незаметно, как и появилась.

На следующее утро стало известно о том, что враги отступили от города. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. Это явление Божией Матери народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богоматери в своих молитвах, прося о защите и «покрове».

(сл.22) 2.3. Творческий проект

Собрав необходимый материал, изучив литературу по теме, я приступила к выполнению творческой работы «Круг светлых праздников». Православных праздников много, я решила выбрать лишь малую часть, т.е. те, история которых мне больше всего понравилась. Каждый праздник я изобразила в разной технике, подобрала стихотворение. («Рождество Христово» – пластилинография; «Крещение Господне» — лэпбук; «Благовещенье» — вытыканка; «Пасха Христова» — рисунок гуашью; «День Святой Троицы» — рисунок акварелью; «Покров Пресвятой Богородицы» — объёмная композиция на плоскости; «»Воздвижение Креста Господня» — мозаика из крупы). Расположила праздники, согласно датам календаря.

Свою работу я представила на уроке ОПК. Ребята с интересом слушали, задавали вопросы.

Заключение

(сл.23) Православные праздники словно озаряют мир, делают его совсем другим — ярким и праздничным, и в тоже время заставляют более пристально приглядеться к тем, кто страдает, кому необходима поддержка. Внешняя сторона праздника не заменяет внутреннюю и не выходит на первый план. Люди русские всегда помнили, что, даже когда на Руси праздник, многие нуждаются в помощи: бедняки и калеки, сидя на паперти, просят жалкие гроши, в приютах находится много сирот, которые содержатся часто в условиях строгого режима, в больницах и тюрьмах, многие мучаются и умирают. Даже цари в древние времена, сбросив златые одежды, одевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, являясь для всех образцом.

Работая над проектом, я осознала, что светлые праздники заставляют человечество задуматься на мгновение о доброте, о милосердии, о противостоянии той злобе, которая царит вокруг нас. Каждая молитва посланная нами Богу, каждое доброе слово, сказанное во время праздника — это капля света, наполняющая нашу душу.

(сл.24) На современном этапе и православные праздники, и языческие традиции взаимосвязаны и объединяются в единое целое. И не важно, что православные христиане по-прежнему чтут традиции предков-язычников. Православное Рождество и Велесовы Святки, Масленица и Православный пост, Пасха и Вербное воскресенье с древними языческими песнями …. Важно, что наши традиции еще позволяют нам оставаться людьми, хотя бы в православные праздники. Вот и все – круг замкнулся …Круг добра…. Круг светлых праздников.

4. Литература

  1. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.
  2. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. — М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.
  3. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».
  4. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

Интернет-источники

  1. Рождество Христово. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождественский пост, рождественские колядки, режим доступа: http://www.abc-people.com/shop/christmas.htm
  2. Календарные народные праздники и обряды / Русские праздники и обряды / Зимние праздники и обряды. Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/3947.htm
  3. C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173544.jpgC:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173449_PN.jpgПриложение

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173557.jpg

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173619.jpg C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173607.jpg

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173636.jpg

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173653.jpg

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173715.jpg

C:\Users\Elena\Desktop\тел.118.03.19\P_20190318_173704.jpg