Аналитическая записка к методическим рекомендациям «Проведение Агродекады»

Аналитическая записка

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Подъеланская средняя общеобразовательная школа»

Яковлева Елена Владимировна, учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей начальных классов и воспитателей детского сада

Номинация №3. «Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия/методических рекомендаций»

Методические рекомендации

Тема «Организация и проведение тематической осенней

агродекады «”Агропоезд” набирает ход…»

на дошкольной и начальной ступенях обучения

Данная тематическая декада проводилась в соответствии с планом методической работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей детского сада на 2018-2019 учебный год.

Критерий 1. Актуальность

Российское правительство сделало развитие сельскохозяйственного сектора одной из своих приоритетных задач на ближайшие годы. Ключевая тема обсуждения (наиболее острая и трудно решаемая) звучит так: «Как подготовить поколение аграрных специалистов?»

Решением проблемы стало развитие непрерывного агробизнес-образования.

Следует отметить, что  для наших сельских школьников агробизнес-образование – это готовность к самостоятельной трудовой деятельности, возможность самореализоваться в сельскохозяйственном бизнесе, предпринимательской деятельности. Агробизнес-образование в целом способствует оздоровлению сельской среды.

Актуальность методических рекомендаций заключается в том, что, во-первых, на сегодняшний день в Иркутской области утверждено множество пилотных площадок по реализации концепции непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях на период до 2020 года. С 2016 года наше МКОУ «Подъеланская СОШ» тоже входит в состав пилотных площадок. Для осуществления непрерывного агробизнес-образования в школе разработана и успешно реализуется программа «Не стоит село без труженика». Во-вторых, сейчас для села имеет большую значимость подготовки ребёнка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах, а также необходимость преемственности в изучении агробизнеса между первыми ступенями образовательной системы: детским садом и школой.

Большинство существующих на сегодняшний день образовательных программ для начальной школы и дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес-образованием. Но мы живём в селе, родители многих ребят связали свою жизнь с профессиями, связанные с агробизнесом. А для детей этого возраста естественен интерес к труду родителей, желание стать такими, как папа и мама. Поэтому возник соответствующий социальный запрос родителей, возникла необходимость создания адаптированной системы работы по агробизнес-образованию во внеурочной деятельности.

Как один из вариантов решения этой проблемы мы рассматриваем включение в образовательный процесс внеурочных мероприятий, связанных с агробизнесом.

При этом, осуществляя целенаправленное агробизнес-образование важно учитывать, что оно направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет.

Критерий 2. Эффективность

Характерной чертой системы работы нашего ШМО учителей начальных классов и воспитателей детского сада являются различные формы интеграции учебной и внеурочной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических декад.

Тематические декады стали уже традиционными и проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетенции учителей и воспитателей в рамках плана ШМО, а также развития познавательной и творческой активности учащихся и воспитанников в различных сферах тематической деятельности. Они включают в себя проведение различных форм: коллективных, групповых, индивидуальных.

Задачи тематических декад:

  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков, занятий и внеклассных мероприятий;
  • вовлекать учащихся и воспитанников в самостоятельную творческую деятельность, повышать их интерес к изучаемым учебным дисциплинам и предметам;
  • выявлять учеников и воспитанников, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

Так, с 14 ноября по 23 ноября 2018г. методическое объединение начального и дошкольного образования провело тематическую осеннюю агродекаду «”Агропоезд” набирает ход…».

Данная декада является неотъемлемой частью школьной программы непрерывного агробизнес-образования «Не стоит село без труженика», цель которой — расширение представлений детей о значении труда сельского жителя в жизни общества.

Задачи:

· воспитывать трудолюбие, уважение и любовь к труду и людям труда;

· воспитывать патриотические чувства к родной земле;

· развивать чувство гордости за работников сельского хозяйства;

· развивать творческий потенциал каждой личности, обогащать активный словарный запас.

 Ожидаемый результат: готовность обучающихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского хозяйства.

Накануне был разработан план проведения осенней Агродекады (Приложение 1), в реализации которого учителя начальных классов и воспитатели детского сада должны были показать лучшие результаты работы по своим агропроектам, результаты личных трудов детей на приусадебных участках, а также результаты совместной работы педагогов, детей и родителей.

Критерий 3. Результативность

Чтобы агробизнес-образование в начальной школе и детском саду не выглядело для ребенка и родителей занудным навязыванием, мы отобрали такие формы и методы работы, которые для детей стали интересны и доступны для восприятия.

Проведённые мероприятия в рамках декады не несли в себе академический оттенок, все теоретические знания подтверждались практикой, чему в немалой степени посодействовали родители, проведя для детей мастер-классы (мастер-классы пекаря, тракториста, токаря, агронома). Был заметен у детей живой интерес к представляемой сфере деятельности. Надеемся, что дети будут не только помнить полученные в ходе декады знания, но и умело применять их в жизни.

Вся работа по агробизнес-образованию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были нашими партнёрами, активными участниками всех мастер-классов,  участвовали в организации и проведении различных совместных мероприятий («О труде хлебороба – все колосья поют», «Доктор на скотном дворе», «Азбука витаминов»),  в оформлении общего тематического стенда «Ключи от аграрных профессий» (Приложение 2) и фотовыставок («Под весенний птичий свист землю пашет тракторист», «Доярку все Бурёнки знают, мычанием её встречают», «Золотые руки токаря», «Хороший урожай – награда хлеборобу», «Хороший цветовод цветы выращивает круглый год»),  принимали активное участие в оформлении выставки рисунков «Школьный двор моей мечты», поделок на аграрную тематику (оформление фотоколлажа).

Важной частью декады является итоговые мероприятия (квест-игра и «Отжинки» (Приложение 3), которые определили перспективы, обобщили значимость проделанной работы и поставили новые задачи для ребят, педагогов и родителей.

Следует отметить, что план декады был выполнен в полном объеме. Проведенные мероприятия носили интегрированный характер, к которым чувствовался творческий подход всех учителей и воспитателей, качественная подготовка к мероприятиям, заинтересованность детей, использовались нетрадиционные формы проведения мероприятий (квест-игра, торжественная линейка, оформление фотоколлажа).

Осенняя агродекада «”Агропоезд” набирает ход…» прошла на высоком уровне. Был проведён социологический опрос среди родителей обучающихся начальной школы и воспитанников детского сада «Актуальность введения агробизнес-образования в школе», в результате которого выявилось положительное отношение к реализации программы по непрерывному агробизнес-образованию. Результаты теста «Агропрофесии», проводимого для учеников начальной школы, показали, что ребята хорошо ориентируются в профессиях, легко распределяют их по группам разной направленности, без труда угадывают агропрофессию по предложенным инструментам. В ходе рефлексивной беседы с воспитанниками детского сада выяснилось, как много пословиц о труде они знают, с интересом рассказывают о том, кем и где работают их родители.

На закрытии ребята давали положительные отзывы о всех проведённых мероприятиях. Интересно прошла дискуссия «Какую агропрофессию я выбираю для себя?»

Познавательные, воспитательные, развивающие аспекты решались на классных часах, экскурсиях, внеклассных мероприятиях, занятиях в библиотеке, встречах с интересными людьми.

Яркие впечатления и приятные воспоминания останутся у детей, педагогов, родителей. (Приложение 4)

Большим плюсом всей декады педагоги нашего МО считают то, что была возможность посетить другие мероприятия, т.к. они проходили во внеурочное время.

Ведь именно сейчас в нашей стране, как никогда, актуальны вопросы по всестороннему развитию села, привлечению профессиональных кадров в сельское хозяйство. Поэтому раннее формирование у обучающихся готовности к грамотному ведению хозяйства и организации фермерского хозяйства, мотивации их на самореализацию в условиях села в будущем является залогом успеха и процветания земли Подъеланской.

Проведённая работа по агробизнес-образованию в школе и детском саду позволяет надеяться, что наши обучающиеся будут бережно относиться к земле и станут настоящими её хозяевами, а работа в аграрной сфере станет для них делом всей жизни.

Результат:

  • Сформированное представление о специфике сельскохозяйственного труда;
  • Формирование первичного экономического мышления;
  • Получение первичных трудовых навыков;
  • Формирование основ проектной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса к экономике и сельскому хозяйству, уважительного отношения к сельскому труду, профессиям, востребованным на селе.

Весь ход проведения декады ежедневно отражался в новостной строке на школьном сайте. А материалы по итогам проведения тематической декады напечатаны в школьной газете «Алые паруса». (Приложение 5)

Критерий 4. Оптимальность подбора дидактических средств

Все запланированные мероприятия были распределены по пяти тематическим модулям. В оптимальном варианте обучающиеся и воспитанники проходили их все последовательно. Однако, это не исключило возможность каждому ребёнку выбрать любое мероприятие по интересам и посетить его согласно предложенному плану.

Основными принципами, определяющими содержание тематической декады по агробизнес-образованию, стали природосообразность, культуросообразность, научность, систематичность, многоуровневость, наглядность, активность, воспитание в процессе обучения, связь теории с практикой, учет индивидуальных возрастных особенностей, доступность, интеграция, регионализм, также принцип интеллектуального и эмоционального восприятия  агробизнес-образования, воспитания любви к сельскохозяйственному труду.

Мероприятия декады велись по основным направлениям воспитательной работы в рамках реализации ФГОС: общеинтеллектуальному (классные часы, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность); общекультурному (торжественная линейка, квест-игра, сюжетно-ролевые игры, оформление и посещение выставок, экскурсии, мастер-классы); духовно-нравственному (воспитательное мероприятие, классные часы, беседы о родном крае и жителях села, применение на уроках произведений УНТ); спортивно-оздоровительному (классные часы, подвижные игры); социальной деятельности (проектная деятельность).

Определяющей формой учебной и внеурочной деятельности стала познавательно-поисковая деятельность детей.

Основными методами и формами обучения и воспитания стали ситуативно-ролевое обучение и деловые игры; проектная деятельность, использование средств сетевой коммуникации. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осуществлялись в ходе практических занятий на мастер-классах.

Соблюдён системно-деятельностный подход ко всем запланированным мероприятиям: мотивация, самостоятельная постановка задач, планирование, формулирование темы, самостоятельное добывание знаний, парное и групповое взаимодействие, индивидуальные и групповые проектные задания, рефлексия.

Критерий 5. Воспроизводимость

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем станут фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма.

Чувство Родины… Любовь к родине начинается с любви к своему дому, селу, улице, к школе, детскому саду, где дети учатся и познают мир.  Личность ребенка зарождается именно в этом возрасте. Ребенок учится любить своих родителей, свою маленькую родину, край, где он родился и вырос. Открыть своим воспитанникам глаза на достояние малой родины, показать, в каком замечательном крае они живут, какие интересные люди их земляки – очень важное направление в работе в ДОО и НОО по агробизнес-образованию.

Методические рекомендации адресованы руководителям школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей детского сада, классным руководителям сельской местности, осуществляющим работу по реализации подобной программы. Могут быть использованы при изучении основ организации агробизнеса в школах, реализующих это направление деятельности. А также эти практические и ценные рекомендации будут полезны всем, кто впервые решил приступить к агробизнес-образованию.

Целью данных рекомендаций является обмен опытом по организации и проведению тематической осенней Агродекады, проводимой в рамках реализации агробизнес-образования.

Предлагаемый план проведения декады окажет реальную помощь при планировании мероприятий в ходе проведения декады. Каждое мероприятие легко провести в школе, расположенной в сельской местности, где держат коров, коз, поросят, кур, гусей, где выращивают рожь, ячмень, пшеницу, где пользуются тракторами, работают токари, слесари, где пекут хлеб, сажают морковь, свёклу, огурцы и помидоры. Самое главное – иметь желание помочь своей деревне в привлечении трудовых сил, в дальнейшем развитии и процветании, привлечь для этой цели родителей и общественность, и тогда агродекада пройдёт в любой сельской школе на высшем уровне.

Внеурочная деятельность в начальной школе и детском саду позволяет создать преемственность дошкольной и начальной ступени образования и объединить реализацию агробизнес-образования с такими формами работы, как создание проектов, самостоятельная работа, работа с родителями. Всё это ведёт к выполнению требований ФГОС.

Вывод: Предложенные методические рекомендации могут быть использованы в практике работы других сельских школ с идентичными условиями работы.